Как говорится, что регулярно, то полезно. Недаром агентство маркетинговых исследований "Дейтор" стремится ввести в традицию интеллектуальную тусовку, второй год собирая на конференцию "Компьютерный бизнес России" лидеров этого бизнеса для участия в дискуссиях и неформального общения. Идеолог мероприятия Александр Прокин, возглавляющий "Дейтор", идя навстречу клиентам (как и положено истинному бизнесмену), не упустил ни одного из пожеланий участников прошлогодней встречи: вывез всех за город, увеличил длительность мероприятия, уменьшил число дискуссий (дабы чрезмерно не утомлять слушателей), заказал сауну...

Александр Прокин, агенство "Дейтор"

 

О популярности этой встречи красноречиво говорил продемонстрированный ею аншлаг  -  конференцию почтили своим присутствием более 160 человек, представляющих самый цвет компьютерного сообщества. Некоторые компании "выставили" даже команды из нескольких человек  -  знай наших! Сама по себе эта тяга к общению заслуживает отдельного изучения. За свои деньги (по $350 с участника) люди рассказывают друг другу, старательно имитируя искренность, как они понимают жизнь и законы бизнеса. Скорее всего, главную роль в этом, по замечанию одного из участников, играет стремление удовлетворить потребность в самоидентификации:  -  Ну, как я выгляжу на общем фоне?  -  Да, пожалуй, пока ничего...

 

Но как бы то ни было, "отборных" личностей собралось много, что свидетельствовало о явном успехе затеи (а нам уже есть с чем сравнивать  осенью прошлого года подобная конференция, организованная Российской компьютерной ассоциацией и фирмой "Антонюк Консалтинг", собрала в несколько раз меньший состав).

 

Повестка дня конференции включала восемь дискуссий: об изменении российского компьютерного рынка и сопровождающей его структурной перестройке компаний, о сложностях системной интеграции, о проблемах регионального компьютерного бизнеса, о специфике работы иностранных компаний в России, об особенностях работы российской компании на западном рынке (в изложении главы ParaGraph International Степана Пачикова), о формах стимулирования персонала, о перспективах развития Internet в России, а также авторскую панель Эстер Дайсон. (Кстати, о терминах: по непонятным причинам для обозначения "затравщиков" дискуссии, располагающихся в президиуме, устроителям более симпатична пресловутая "панель"  хорошо, что выходить на нее пришлось немногим женщинам).

 

Наблюдая за поведением грандов компьютерного мира России в разных ситуациях, отслеживая смену их концепций и устремлений, я с особым любопытством смотрела на них в кругу себе подобных, где неуместно, да и опасно вешать друг другу "лапшу на уши". Леонид Богуславский без смущения сформулировал это так: "Есть ответ журналистам, а есть ответ коллегам  -  это разные вещи". Так что несомненное достоинство такой тусовки  -  контролируемая сообществом честность выступающих.

 

Обсуждения продолжались и

в перерывах

Вопросы, обсуждавшиеся в перечисленных дискуссиях, вызывали очевидный интерес аудитории, причем временами дискуссия перетекала в легкую перебранку, что с удовольствием воспринималось залом и подчеркивало особо острые точки. Я полагаю, Александр Прокин некоторое время спустя выпустит исчерпывающие тома по каждой из затронутых тем. Не отбивая у него хлеб, попытаюсь резюмировать в самом общем виде собственные ощущения от дискуссий.

 

1. Компьютерный рынок России уже в основном поделен, и это осознается действующими на нем игроками. Ужесточение рынка затронуло все аспекты: конкуренцию, внутреннее управление, работу с персоналом, отношения к требованиям клиентов, сервис.

 

"1995 год был первым годом, когда рынок не вырос резко. Конкуренция стала реальной, мы стали пересекаться в тендерах..." (А. Чеглаков, "Стиплер").

 

"С лета ситуация изменилась радикально. Выжили те, кто научился работать на низкой прибыли (5 - 10%) и считать деньги" (С.Цуканов, CompuLink).

 

"Компании стали заниматься бизнесом более профессионально. 1994-1995 года стали переломными в плане перехода от "кооперативного движения" к нормальному (по международным меркам) ведению бизнеса..." (А.Карачинский, IBS).

 

"Замедление темпов роста во всех секторах рынка вынуждает компании задумываться о специализации, повышении эффективности и качества своей работы, снижении накладных расходов. Если раньше все ошибки с лихвой покрывались высокими доходами, то сейчас условия более сложные..." (М.Краснов, Merisel-CAT).

 

Самое яркое изречение, подаренное одним из светил этого рынка: "Я вижу, что многие ребята, стоявшие у истоков российского компьютерного бизнеса, устали. Рынок стал настолько жестким, что хочется заиметь большого сильного "папу", который сможет утешить, если вдруг проиграешься".

 

Реакция фирм на ужесточение рынка  -  реорганизация внутренней структуры (порою весьма болезненная, связанная с сокращением персонала), привлечение в штат западных менеджеров, тщательный выбор сфер для инвестиций, внедрение строгого финансового учета и планирования (по западному образцу), повышенное внимание к управленческим вопросам, особенно в фирмах, чья численность превысила 100 человек, попытки работать в отсутствие кредитов.

 

2. Как отмечали выступавшие, изменились и клиенты. Если раньше не составляло труда "впарить" им любой продукт, любое решение, то теперь в большинстве случаев приходится иметь дело с подготовленными специалистами (спасибо учебным центрам!).

 

"Успех больших проектов возможен только тогда, когда у клиента в руководстве есть выдающиеся личности, заинтересованные в работоспособности создаваемой информационной системы" (И.Крохин, "Анкей").

 

3. У системных интеграторов свои проблемы:

 

-  как стать реально независимыми от продвигаемых аппаратных и программных платформ (что далеко не просто, т. к. с ограниченным числом прямых вендоров работать, конечно, проще);

 

-  как найти партнеров, работающих на непересекающихся рынках, способных дополнять друг друга в проектах;

 

-  на каких условиях дистрибутировать системные решения в регионы (если это вообще возможно).

 

Постепенно созревают условия для совместных действий в этом сегменте, особенно в плане культивирования уважения к труду, подразумевающего работу без брака и без демпинга.

 

4. Региональный бизнес крепнет на глазах, однако есть проблемы во взаимодействии со столичными компаниями. Идет активный поиск новых форм сотрудничества, в частности, в системной интеграции. Но пока решения, полностью удовлетворяющие обе стороны, не найдены.

 

Елена Монахова

Версия для печати