Начиная с 1983 года журнал Fortune проводит ежегодные опросы с целью определения рейтинга крупнейших компаний США. В последнем, четырнадцатом по счету  -  и самом представительном за всю историю  -  опросе, результаты которого Fortune огласил на днях (номер от 4 марта с.г.), участвовали более 11 тыс. менеджеров, директоров и финансовых аналитиков. Они расставили по ранжиру 417 национальных фирм. По традиции они руководствовались разнообразными критериями: качество управления, привлекательность компании в качестве объекта долгосрочного инвестирования, способность к внедрению новых идей и технологий, качество продуктов и услуг, использование корпоративных активов, взаимоотношения с обществом, охрана окружающей среды, способность к привлечению и взращиванию талантов. При этом явное предпочтение отдавалось качеству менеджмента, а также качеству продукции и услуг.

 

Само собой разумеется, принималась во внимание и такая категория, как финансовый успех, однако, как показывает практика подобных опросов за последние годы, одни лишь объемы товарооборота и размеры доходов решающего влияния на выбор участников опроса не оказывают. Во всяком случае, как подчеркивает сам Fortune, результаты последнего опроса, организованного этим журналом, наглядно свидетельствуют о том, что подлинным уважением в мире бизнеса США пользуются компании, которые во главу угла ставят создание максимально доброжелательного, предупредительного климата в своем коллективе, не жалеют средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, неустанно пекутся о менеджменте. Анализ результатов опроса дал Fortune повод и для такого вывода: все большую роль в успешном развитии бизнеса играет то, что по-английски именуется brand name и с некоторой долей условности может быть переведено на русский как "торговая марка". Характерно, что 12 из 15 фирм, которые возглавляют список Fortune, выделяются своим brand name.

 

Впервые за всю историю данных опросов на 1-е место вышла Coca-Cola, набравшая по 10-балльной системе 8,7 балла. Следом за ней расположились Procter & Gamble (8,55), Rubbermaid (8,35), Johnson & Johnson (8,32), Intel (8,30). Если учесть, что первые четыре прославились выпуском товаров широкого потребления (прохладительных напитков, моющих, косметических и фармацевтических средств, изделий из пластмасс и резины), то Intel стала единственной в этой группе представительницей того сектора американского бизнеса, который специализируется на разработке и применении высоких технологий. В первой же десятке наиболее уважаемых фирм США вместе с Intel оказались Microsoft (8,23 балла и 7-е место в списке), Hewlett-Packard (8,19 балла и 9-е место), Motorola (также 8,19 очка, 10-е место). При этом по таким критериям, как способность привлекать и взращивать талантливые кадры, склонность к инновациям, Intel заняла 3-е место, а по доле доходов, выплачиваемой инвесторам, с показателем 78,2% и вовсе оказалась во главе списка.

 

А. П.

Версия для печати