Министерство науки и технической политики РФ на CeBIT’96

 

Продолжаем начатый в предыдущем номере цикл статей о крупнейшей в мире ганноверской выставке информатики и оргтехники.

 

Решив поинтересоваться судьбой земляков-экспонентов на CeBIT’96, я запросил в "информационном киоске" (о том, что это такое, см. PC Week/RE, №13/96, c. 12) перечень российских экспозиций и менее чем через минуту держал в руках список из 59 наименований. 32 фирмы были "приписаны" к стенду B46, находящемуся в павильоне 5 (Программное обеспечение и консультационные услуги), а 15  -  к стенду D36, расположенному в павильоне 22 (Научные исследования). Как выяснилось, оба эти стенда были организованы Министерством науки и технической политики РФ совместно с Роскоминформом и при участии Международного союза приборостроителей.

 

С интересом побродив по представленным на стендах Миннауки отечественным экспозициям, я обнаружил, что большинство представленных там экспонентов никогда не выставлялись на российских компьютерных выставках (исключение составляет разве что SofTool) и не собираются этого делать в ближайшем будущем. За разъяснениями я обратился к В. В. Бойко, главе российской научной делегации на CeBIT’96. Виталий Васильевич работает в Министерстве науки 24 года. Ныне возглавляет Управление высоких технологий в области информатики, приборостроения и конверсии. "Выставочный календарь" г-на Бойко был уплотнен до предела. Тем не менее в небольшом "окне" между переговорами с общегерманским "Миннауки" и съемками российской экспозиции для немецкого телевидения он ответил на все мои вопросы.

Виталий Бойко: "нам выгоднее

принять  участие в выставке

 мирового класса, чем  смотреть

 друг на друга на отечественных

площадях..."

 

      Который год вы участвуете в выставке CeBIT?

 

Национальный стенд "Компьютерная наука в России" мы организуем здесь уже третий год. В 1994 году он занимал 100 кв. метров, в 1995-м  -  200 кв. метров, в этом году он занимает 300 кв. метров: 200  -  в 5-м павильоне и 100  -  в 22-м.

 

Каковы основные цели участия Миннауки в выставках CeBIT?

 

Таких целей три: первая и главная  -  выход на научные контакты, которые позволят вести совместные разработки с нашими зарубежными коллегами. Мы прежде всего заинтересованы в поддержании потенциала нашей российской науки, а сделать это без таких контактов просто невозможно. Отсюда следует, что мы должны привезти на наш стенд не просто симпатичных юношей или девушек, хорошо знающих немецкий или английский язык, а авторов разработок. Поэтому все люди, которых вы видите на стендах,  -  это доктора наук, профессора, кандидаты наук или талантливые инженеры.

 

Вторая цель  -  отслеживание тенденций развития информатики и ее направлений. Сделать это на такой крупнейшей мировой выставке можно наиболее эффективно. Поэтому каждый из специалистов обязан посмотреть другие экспозиции и представить нам после окончания выставки отчет, в котором необходимо обрисовать основные тенденции развития своего направления. Именно для этого здесь нужны профессионалы. Только они и могут правильно оценить основные тенденции.

 

Ну и третья цель  -  бизнес. По некоторым нашим продуктам продажи уже идут, есть соответствующие соглашения, протоколы и т. д.

 

Как выглядит состав участников CeBIT’96, представленных на стенде Миннауки?

 

Примерно в равных долях представлены Академия Наук, отраслевые институты, высшая школа и частные фирмы. Мы стараемся соблюдать и "региональную справедливость". Вы, наверное, заметили, что кроме московских и петербургских организаций на нашем стенде представлены Пермь, Воронеж, Новгород, Новосибирск, Таганрог и другие города.

 

По каким критериям производился отбор участников CeBIT’96?

 

Вы видите здесь очень широкий спектр самых разнообразных технологий. Это не случайно. Мы стараемся представить как можно больше научных направлений, в которых работают российские ученые, отбирая наиболее интересные, с нашей точки зрения, продукты. При этом руководствуемся тремя основными критериями. Первый  -  продукт должен соответствовать мировому уровню. Второе требование  -  продукт должен быть перспективен в рыночном смысле. Третье  -  продукт должен быть законченным. Для демонстрации на нашем стенде мы отбираем примерно один проект из пяти предложенных. К сожалению, иногда приходится отвергать очень хорошие продукты по чисто дизайнерским причинам: сделано в MS-DOS, плохо смотрится экран, недружественный пользовательский интерфейс. Кроме того, нужно, чтобы продукт имел английский или немецкий интерфейс. К сожалению, многие наши разработчики не придают этому значения и потому сюда не попадают.

 

Что отличает российские продукты от аналогичных по назначению западных?

 

Многие западные фирмы идут по пути использования дорогостоящих аппаратных средств. Исторически сложилось так, что западный пользователь, имея большие деньги, имеет и хорошие аппаратные средства. Нам в этом плане пока трудно. Но, как известно, голь на выдумки хитра. Если представленные здесь наши продукты использовать на мощных рабочих станциях, то производительность повысится во много раз. Кроме того, предлагаемые нами алгоритмы характеризуются точностью и сходимостью решений, так как российская математическая школа  -  одна из самых сильных в мире.

 

Заинтересовала ли посетителей CeBIT ваша продукция?

 

Профессионалов  -  да. Широкую публику  -  не всегда, потому что она привыкла к тому, что есть ведущие фирмы, есть продукция этих фирм. Привыкла к определенной поддержке со стороны этих фирм. И если мы не можем обеспечить заказчику тот уровень сервиса, который обеспечивают западные фирмы, это говорит не в нашу пользу.

 

Вот, например, на нашем стенде представлена отечественная система СПРУТ, которая во многих отношениях гораздо эффективнее AutoCAD. Это синтетическая система. Она позволяет путем набора необходимых модулей синтезировать САПР для каждого конкретного пользователя. Система все операции выполняет сама  -  вплоть до выдачи программ для станков с ЧПУ. Она работает на крупнейших отечественных машиностроительных, приборостроительных, автомобильных и авиационных предприятиях. Но что мы можем сделать в условиях конкуренции со стороны Autodesk? Для завоевания более широкого рынка нужны громадные расходы на рекламу, на поддержку пользователей. Сейчас в России никто не решается вкладывать деньги в долгосрочные наукоемкие проекты. Ситуация складывается достаточно тяжелая, и мы вынуждены искать зарубежных партнеров, чтобы зачастую за бесценок продать им свое ноу-хау. Нам в России нужно наконец создать такое общественное мнение, которое выступало бы в поддержку нашего интеллектуального потенциала. Нам нужен такой же патриотизм, как в Америке, Англии, Германии, Франции. Без собственного научного потенциала Россия перестанет быть сколько-нибудь значимой державой.

 

- Многие говорят, что мы безнадежно отстаем в разработке не только оборудования, но и программного обеспечения. А вы утверждаете, что по целому ряду продуктов мы опережаем мировую науку...

 

Давайте разберемся, что у нас лучше и что хуже. Да, по целому ряду направлений мы отстали и, возможно, навсегда. Однако я не думаю, что все так уж безнадежно. Например, 80% ведущих зарубежных фирм пользуются комплектующими Intel. И ничего, живут. Почему мы не можем следовать их примеру? Вот, например, частная фирма "Эврика" из Санкт-Петербурга предоставила нам в бесплатную аренду компьютеры собственной сборки, которые вы видите на этом стенде. Они прошли все виды тестирования и проверок на защиту и поставляются в государственные учреждения.

 

У нас разрабатываются оптические процессоры, которым нет мировых аналогов. Многие западные фирмы утверждали, что это невозможно.

 

Но мы сделали.

 

Так все же, где российские ученые добились наибольшего успеха?

 

В прикладной математике. Именно здесь мы опережаем и будем опережать дальше. Взять, например, параллельные машины. Это современнейшее направление, над которым сейчас работают во всем мире, тратят большие деньги. Это очень непростая математическая и программистская область. У нас очень успешно работают в данном направлении. В ВЦ Академии наук сейчас работает группа, которую возглавляет Алексей Еремин. Фирма Cray, которую сейчас поглотила Silicon Graphics, оплачивает этой группе канал связи между Россией и Америкой. Группа, сидя в Москве, работает на суперкомпьютерах фирмы Cray, решая задачи в области аэродинамики, обработки геофизической информации, поиска полезных ископаемых и т. д. Осенью 1994 г. группа заняла первое место в американском конкурсе программистов-параллельщиков. Правда, их предупредили, что они идут как программисты Cray.

 

Принимаете ли вы участие в российских компьютерных выставках?

 

Нет, не принимаем. С нашей точки зрения, эти выставки организованы очень плохо и имеют чисто коммерческую направленность. К тому же при практически полном отсутствии сервиса, стоимость площадей в отечественных выставках выше, чем в зарубежных. Поэтому нам выгоднее принять участие в выставке мирового класса, чем смотреть друг на друга на отечественных площадях, где мы и так всех знаем. На SofTool’e я знаю каждого. Я сам, в одиночку, без свиты, хожу по SofTool’y и ищу талантливых ребят. Иногда нахожу  -  и они появляются у нас. Мы финансируем их проекты.

 

Но ведь тот же SofTool изначально был задуман как место, где за минимальные деньги талантливые коллективы могут продемонстрировать свои разработки...

 

Ну и хорошо. Я их там найду, приведу в Миннауки, и мы их поддержим.

 

Владимир Митин

Версия для печати