Встречи на CeBIT’96

 

Одно из ярких впечатлений от CeBIT’96  -  ощущение, что влияние российских программистов на мировую программную индустрию растет. "Рука Москвы" дотянулась до изрядного числа продуктов, представленных на выставке, что не пугает, а скорее воодушевляет. Судите сами: фирма Accent сотрудничает с российской компанией SovLit в создании многоязычного текстового процессора; в фирме S&S Software International, разработавшей известный антивирусный пакет Dr. Solomon, появились два русских программиста (этот факт известный московский "вирусолог" Евгений Касперский прокомментировал так: "Что ж, теперь придется эту команду принимать в расчет"); на австралийском стенде представитель фирмы Vision Control International, заканчивая показ программы распознавания личности по фотографии, вдруг добавляет: "В разработке этого уникального пакета принимал участие и русский программист..." Про Microsoft и говорить нечего  -  известно, что на Гейтса давно и вполне успешно работает целая группа наших соотечественников. На стенде норвежской фирмы Super Office демонстрировался одноименный пакет для управления контактами (contact management), работающий на семи языках. Существенный вклад в его создание внес опять-таки "наш человек".

 

Всегда интересно пообщаться с соотечественниками, которым случилось устроить свою жизнь и профессиональную карьеру за рубежом, послушать их рассказы, пополняющие копилку жизненного опыта, в какой-то степени примерить поведанную историю на себя ("а выживу ли я в тех условиях?").

 

Мой собеседник  -  Вагиф Адилов, российский программист (не знаю, уместен ли здесь эпитет "бывший", ведь программистом его все же сделала именно Россия), ныне обитающий в Норвегии. Ему 33 года, в 1985 г. он окончил МИЭМ, некоторое время работал в ИПИАНе. С 1991 г. постоянно живет в Норвегии вместе с женой и двумя детьми. Дочке  6 лет, сыну  -  полтора года. Дочка говорит на двух языках, причем по-норвежски даже лучше. Вагиф регулярно читает "Известия" через Internet, что обходится ему в $5 ежемесячно. В семье говорят по-русски  -  родители стараются следить за тем, чтобы дети не потеряли эту связь с Россией. Мало ли как у них жизнь сложится...

Вагиф Адилов с нетерпением

ждет, когда PC Week/RE можно

будет прочитать в Internet

 

PC Week: Как складывается Ваша жизнь в Норвегии?

 

В. А.: Пожалуй, самым интересным этапом в моей профессиональной деятельности были годы, которые я проработал с самой известной программистской фирмой Норвегии Super Office. Она разрабатывает одноименную программу для управления контактами, работающую на семи языках (чем-то похожую на Lotus Organiser, но рассчитанную больше на корпоративную работу), имеет более 50 тыс. пользователей. Пакет позволяет компаниям увязывать расписания, вести электронный документооборот. Super Office хорошо стыкуется с внешними программами, такими, как MS Word и Excel, так что пользователи иногда даже не знают, что, работая с документом, они временно выходят в другую среду. Только в Норвегии было продано 10 - 15 тыс. лицензий этого пакета, остальные продажи пришлись на Германию, Англию, США, Швецию, Японию. Японский вариант был разработан в сотрудничестве с корпорацией Sharp (это была самая необычная часть моей работы). Стоимость программы варьируется, в Норвегии она стоит около $400.

 

Над программой работал небольшой коллектив  -  один системный архитектор и четыре разработчика, из которых двое занимались интерфейсом пользователя и двое (в том числе и я)  -  доступом к базе данных и написанием процедур. Когда речь зашла о японском варианте, то я отвечал за ввод японских букв, а потом за стыковку пакета с портативным ПК Sharp.

 

Работа в Super Office была тяжелой, в каком-то смысле на износ, но она дала мне почувствовать свои возможности. Месяц назад я принял решение попробовать свои силы самостоятельно.

 

Пока моя работа складывается интересно. Я создал фирму Object Factory, которая частично занимается разработкой программных систем на заказ, а частично  -  созданием собственных программных продуктов, чтобы потом организовать их продажу через Internet. Пока все идет успешно. С другой стороны мне очень хочется сделать что-нибудь и для российского рынка. Не секрет, что в своей языковой среде у человека больше шансов быть принятым. Правда, пока опыт моих коллег в России говорит о том, что продажи специализированного ПО идут плохо. Я же в определенном смысле избалован имеющимся норвежским опытом, и для меня важно, чтобы созданный мной продукт имел свой круг пользователей.

 

PC Week: Как Вам видятся перспективы развития программной индустрии?

 

В. А.: Я считаю, что будущее принадлежит компонентному программированию. Раньше (да и сейчас еще) продукты разрабатывались как огромная неповоротливая среда со множеством разнообразных возможностей. Это создает и определенные сложности (например, если вместе с Super Office, имеющей свою базу контактов, пользователь захочет использовать систему бухучета со своей базой, то информацию придется дублировать, просто потому, что она была создана разными программами). С появлением технологии OLE такой подход становится порочным. На мой взгляд, архитектурно программы должны строится так, чтобы небольшие модули, отвечающие за небольшие задачи, могли стыковаться через OLE.

 

Одной из причин, по которой я ушел из Super Office, было желание создавать такие компоненты. Первый модуль уже вышел на норвежский рынок и продается отдельно  -  модуль для автоматизации печати почтовых бланков. Конечно, это узко специализированная программа, но в одном только Осло на нее есть несколько тысяч потенциальных заказчиков.

 

PC Week: Не было ли у Вас желания, пользуясь возможностями Internet, работать совместно с российскими программистами?

 

В. А.: Было не только желание, но и реальные действия. В 1992 г. я принимал участие в разработке одной системы вместе с двумя программистами из Москвы. Через Internet мы обменивались исходными текстами по электронной почте. Все было организовано достаточно технологично: пользуясь системой контроля версий фирмы Intersolv, мы пересылали друг другу только изменения, поэтому получалось довольно компактно. Однако удаленная разработка имеет свои недостатки. В процессе работы над программой очень важно пройти через этап "мозгового штурма"  -  собраться всем вместе и быстро решить самые острые вопросы. Если ждать ответа день, то теряется темп.

 

PC Week: А не поможет ли в этом случае видеоконференцсвязь?

 

В. А.: Ну, во-первых, длительные видеоконференции между Россией и Норвегией  -  дело дорогое, а во-вторых, они все равно не заменят живого общения. В современном мире все должно делаться очень быстро, мобильно, поэтому в большинстве случаев наличие постоянно работающей над задачей команды более эффективно. В связи с этим я довольно скептически отношусь к тому, чтобы люди работали над одним проектом, находясь в разных странах. Мне такой способ показался интересным, но не очень производительным.

 

С Вагифом Адиловым беседовала Елена Монахова

Версия для печати