Падение цен представляет опасность для будущего сборщиков ПК в Европе. Смогут ли они приспособиться к происходящим изменениям или им суждено погибнуть?

 

В начале 90-х годов наблюдалось бурное развитие сборки ПК в Европе. Дэвид Макотери, генеральный директор OEM-отделения IBM в Европе, считает, что сегодня не менее 30 тыс. реселлеров "сами определяют свою судьбу". Но есть ли у них будущее? Или они вынуждены будут исчезнуть с рынка ПК, когда известные производители, такие, как Compaq и HP, снизят цены? И как на их существовании скажутся предложенные Европейским союзом в начале 1996 года новые правила сертификации, устанавливающие жесткие нормы на электромагнитное излучение?

 

В настоящее время имеются лишь незначительные признаки снижения выпуска ПК. Отчет "250 лучших сборщиков ПК в Европе", составленный PC Europe, показывает, что большие и средние компании-сборщики находятся в добром здравии. Почти каждый из них имел в 1995 году хорошие показатели, причем первая пятерка в сумме увеличила продажи на миллион ПК, а следующие 10 добавили к этому числу еще 700 тыс.

 

Как же поживают компании-сборщики среднего размера? Многое зависит от того, каким образом они осуществляют свои продажи. Худшие показатели имеют компании, относящиеся к категории "сборщик  -  розничный продавец", например Vobis, Escom, PC Warehouse и др. Они имеют вертикальную структуру, продавая производимые ПК через собственные магазины. Эти компании захватили огромный участок рынка в 1993 и 1994 годах. Но результаты 1995 года были удручающими.

 

PC Warehouse, известный французский сборщик ПК, приступила к свертыванию своей деятельности в декабре прошлого года. Продажи Vobis во второй половине 1995 года возросли только на 7%, несмотря на новую программу по созданию в Германии сети супермагазинов общей площадью более 1000 кв. метров. Хотя Escom и увеличила почти вдвое собственные каналы продаж и организовала новые оптовые дистрибутивные каналы в странах Европы, ее продажи во второй половине 1995 года снизились на 7%.

 

Нетрудно понять, почему для сборщиков  -  розничных продавцов наступили тяжелые времена. Их развернутые сети магазинов требуют больших затрат, и рождественская продажа была хуже, чем кто-либо мог ожидать.

 

Вторая большая группа компаний  -  сборщики-дистрибьюторы. Они не прекратили сборку, но многие из них начали уделять все большее внимание продаже ПК известных фирм-производителей. Например, Actebis  -  продажи увеличились на 52%, но выпуск ПК Targa остался неизменным. Другие компании, однако, продолжают увеличивать выпуск продукции. Maxdata, часть которой принадлежит Vobis, значительно расширяет дистрибутивный бизнес и увеличила производство на 163%  -  до 84 тыс. ПК. Но Maxdata  исключение. Вообще-то, сейчас выпуск ПК замедлился. Некоторые компании добиваются роста за счет расширения розничных продаж, а не работы дилеров, например Peacock, увеличившая выпуск до 250 тыс. ПК (19%).

 

Настоящие победители 1995 года пришли из двух групп: во-первых, это компании, продающие собственные ПК с помощью крупных реселлеров, во-вторых, компании, которые являются пионерами в области прямых продаж в Европе.

 

Например, продажи Espas во Франции возросли с 25 000 до 80 000 ПК. Президент Espas Мишель Намер говорит: "Наши машины на 20% дешевле, чем у IBM и Compaq, а технические характеристики намного выше. Наши самые маленькие машины уже имеют дисководы емкостью 1 Гб по сравнению с 420 Мб у Compaq. Через два месяца на этих же самых машинах будут диски объемом 1,6 Гб, а у Compaq все еще будет 420!" Он говорит, что крупные розничные продавцы все еще могут назначать более низкие цены и выпускать больше собственных ПК. Packard Bell придерживалась в 1995 году подобной стратегии, и это привело к тому, что продажи повысились со 130 до 340 тыс. ПК.

 

Прошлый год был удачным для Gateway 2000 и Dell, двух крупных компаний  -  пионеров прямых продаж. У Gateway2000 продажи выросли на 153%, а у Dell  -  на 40%. Что касается других, средних по размеру, компаний, осуществляющих продажи по большому числу различных каналов, то 1995 год был неплохим и для них; ожидается, что продажи будут расти и в 1996 году. Но главный вопрос этого года  -  что же будет с мириадами дилеров, собирающих от 10 до 20 ПК в месяц?

 

Многие предсказывают, что сборщики ПК в Европе погибнут. Посмотрим, время покажет.

 

Алексей Роговцев

21 ЛУЧШИЙ ПРОИЗВОЛИТЕЛЬ ПК В ЕВРОПЕ

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Фирма-производитель  |   Продажи    |  Увеличение    |Увеличение, |

|                     | в 1995,тыс.  |продаж в 1995,  |     %      |

|                     |     шт.      |    тыс. шт.    |            |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Compaq               |     1850     |      +420      |     29     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|IBM                  |     1403     |      +133      |     10     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Apple                |     889      |      +110      |     14     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Hewlett-Packard      |     675      |      +222      |     49     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|SNI                  |     660      |      +258      |     64     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Vobis                |     660      |      +110      |     20     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|AST                  |     543      |      +110      |     49     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Olivetti             |     500      |      -60       |    -10     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Escom                |     500      |      +90       |     22     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Dell                 |     470      |      +135      |     40     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Toshiba              |     382      |      +86       |     29     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Digital              |     400      |      +65       |     19     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Zenith Data          |     350      |      +50       |     17     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Comped               |     350      |      +50       |     17     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Mitac                |     340      |      +210      |    161     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Packard Bell         |     340      |      +210      |    161     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|ICL                  |     300      |      +50       |     20     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Acer                 |     300      |      +119      |     66     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Peacock              |     250      |      +40       |     19     |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

|Societe de           |     250      |      +50       |     25     |

|Prod.Belge           |              |                |            |

+---------------------+--------------+----------------+------------+

Версия для печати