Падение цен представляет опасность для будущего сборщиков ПК в Европе. Смогут ли они приспособиться к происходящим изменениям или им суждено погибнуть?
В начале 90-х годов наблюдалось бурное развитие сборки ПК в Европе. Дэвид Макотери, генеральный директор OEM-отделения IBM в Европе, считает, что сегодня не менее 30 тыс. реселлеров "сами определяют свою судьбу". Но есть ли у них будущее? Или они вынуждены будут исчезнуть с рынка ПК, когда известные производители, такие, как Compaq и HP, снизят цены? И как на их существовании скажутся предложенные Европейским союзом в начале 1996 года новые правила сертификации, устанавливающие жесткие нормы на электромагнитное излучение?
В настоящее время имеются лишь незначительные признаки снижения выпуска ПК. Отчет "250 лучших сборщиков ПК в Европе", составленный PC Europe, показывает, что большие и средние компании-сборщики находятся в добром здравии. Почти каждый из них имел в 1995 году хорошие показатели, причем первая пятерка в сумме увеличила продажи на миллион ПК, а следующие 10 добавили к этому числу еще 700 тыс.
Как же поживают компании-сборщики среднего размера? Многое зависит от того, каким образом они осуществляют свои продажи. Худшие показатели имеют компании, относящиеся к категории "сборщик - розничный продавец", например Vobis, Escom, PC Warehouse и др. Они имеют вертикальную структуру, продавая производимые ПК через собственные магазины. Эти компании захватили огромный участок рынка в 1993 и 1994 годах. Но результаты 1995 года были удручающими.
PC Warehouse, известный французский сборщик ПК, приступила к свертыванию своей деятельности в декабре прошлого года. Продажи Vobis во второй половине 1995 года возросли только на 7%, несмотря на новую программу по созданию в Германии сети супермагазинов общей площадью более 1000 кв. метров. Хотя Escom и увеличила почти вдвое собственные каналы продаж и организовала новые оптовые дистрибутивные каналы в странах Европы, ее продажи во второй половине 1995 года снизились на 7%.
Нетрудно понять, почему для сборщиков - розничных продавцов наступили тяжелые времена. Их развернутые сети магазинов требуют больших затрат, и рождественская продажа была хуже, чем кто-либо мог ожидать.
Вторая большая группа компаний - сборщики-дистрибьюторы. Они не прекратили сборку, но многие из них начали уделять все большее внимание продаже ПК известных фирм-производителей. Например, Actebis - продажи увеличились на 52%, но выпуск ПК Targa остался неизменным. Другие компании, однако, продолжают увеличивать выпуск продукции. Maxdata, часть которой принадлежит Vobis, значительно расширяет дистрибутивный бизнес и увеличила производство на 163% - до 84 тыс. ПК. Но Maxdata исключение. Вообще-то, сейчас выпуск ПК замедлился. Некоторые компании добиваются роста за счет расширения розничных продаж, а не работы дилеров, например Peacock, увеличившая выпуск до 250 тыс. ПК (19%).
Настоящие победители 1995 года пришли из двух групп: во-первых, это компании, продающие собственные ПК с помощью крупных реселлеров, во-вторых, компании, которые являются пионерами в области прямых продаж в Европе.
Например, продажи Espas во Франции возросли с 25 000 до 80 000 ПК. Президент Espas Мишель Намер говорит: "Наши машины на 20% дешевле, чем у IBM и Compaq, а технические характеристики намного выше. Наши самые маленькие машины уже имеют дисководы емкостью 1 Гб по сравнению с 420 Мб у Compaq. Через два месяца на этих же самых машинах будут диски объемом 1,6 Гб, а у Compaq все еще будет 420!" Он говорит, что крупные розничные продавцы все еще могут назначать более низкие цены и выпускать больше собственных ПК. Packard Bell придерживалась в 1995 году подобной стратегии, и это привело к тому, что продажи повысились со 130 до 340 тыс. ПК.
Прошлый год был удачным для Gateway 2000 и Dell, двух крупных компаний - пионеров прямых продаж. У Gateway2000 продажи выросли на 153%, а у Dell - на 40%. Что касается других, средних по размеру, компаний, осуществляющих продажи по большому числу различных каналов, то 1995 год был неплохим и для них; ожидается, что продажи будут расти и в 1996 году. Но главный вопрос этого года - что же будет с мириадами дилеров, собирающих от 10 до 20 ПК в месяц?
Многие предсказывают, что сборщики ПК в Европе погибнут. Посмотрим, время покажет.
Алексей Роговцев
21 ЛУЧШИЙ ПРОИЗВОЛИТЕЛЬ ПК В ЕВРОПЕ
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Фирма-производитель | Продажи | Увеличение |Увеличение, |
| | в 1995,тыс. |продаж в 1995, | % |
| | шт. | тыс. шт. | |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Compaq | 1850 | +420 | 29 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|IBM | 1403 | +133 | 10 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Apple | 889 | +110 | 14 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Hewlett-Packard | 675 | +222 | 49 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|SNI | 660 | +258 | 64 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Vobis | 660 | +110 | 20 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|AST | 543 | +110 | 49 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Olivetti | 500 | -60 | -10 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Escom | 500 | +90 | 22 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Dell | 470 | +135 | 40 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Toshiba | 382 | +86 | 29 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Digital | 400 | +65 | 19 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Zenith Data | 350 | +50 | 17 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Comped | 350 | +50 | 17 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Mitac | 340 | +210 | 161 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Packard Bell | 340 | +210 | 161 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|ICL | 300 | +50 | 20 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Acer | 300 | +119 | 66 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Peacock | 250 | +40 | 19 |
+---------------------+--------------+----------------+------------+
|Societe de | 250 | +50 | 25 |
|Prod.Belge | | | |
+---------------------+--------------+----------------+------------+