Опыт первый: РЕЛКОМ

 

Наслушавшись и начитавшись рассказов о том, насколько легко и удобно работать в компьютерных сетях глобального и национального масштабов и как велико количество услуг, которые они предоставляют, я решил наконец познакомиться с ними. Этому способствовала также "производственная" необходимость познакомиться со средствами доступа в Internet, входящими в состав пакета Plus! корпорации Microsoft.

 

Я  -  опытный пользователь ПК, но до сих пор работа с BBS и удаленными компьютерными сетями в интерактивном режиме была знакома мне только теоретически. Думаю, что большинство людей, решивших воспользоваться услугами Internet и т. п., имеют подготовку не лучше моей и, надеюсь, мой опыт окажется им полезен.

 

Первый этап  -  выбор фирмы, предоставляющей услуги по доступу. Я остановился на "гранде" рынка таких услуг  -  фирме "Демос" (сеть "Релком"). Явившись туда (без паспорта вас не пустят, даже если вам нужна всего лишь подробная информация), я заплатил аванс в размере трехсот тысяч рублей и получил пароль для входа в сеть, адрес моего почтового ящика и экземпляр договора. После дополнительных вопросов мне дали еще один листок, рассказывающий, как настроить Windows 95 (английскую версию!) для входа в Internet через сеть "Релком". Что же касается остальных услуг, предоставляемых этой сетью  -  телеконференции, библиотека файлов и других, то мне заявили, что доступ к ним настолько прост, что никакой дополнительной информации мне не потребуется. Весь визит занял примерно 15 минут.

 

Установить соединение с "Релкомом" мне удалось практически сразу, и в дальнейшем эта процедура обычно требовала лишь одного звонка, изредка - до четырех-пяти. После того как Windows 95 была настроена должным образом, я оказался в Сети!

 

Следует отметить качество работы модемов фирмы Us Robotics: моего Sportster и релкомовского Courier. На обычных городских линиях и на линиях качеством похуже (ведомственная АТС с полувековым стажем) обеспечивалось устойчивое соединение со скоростью 14,4 Кбит/c. И лишь при попадании на линии, где с трудом слышишь собеседника и необходимо при разговоре затыкать второе ухо, связь устанавливалась со скоростью 4800 бит/с и прерывалась через десять - двадцать минут.

 

"Попутешествовав" по разным страницам WWW, я решил "вернуться" в Россию и воспользоваться другими услугами, предоставляемыми фирмой "Демос". Тут-то я и столкнулся с проблемами. Прежде всего, мне никак не удавалось получить на экране гипертерминала Windows 95 меню "Релкома". Экран забивался разным "мусором". Звонок в "Демос" не помог: мне лишь порекомендовали использовать программу для DOS Procomm+, хотя при заключении договора не предупредили о необходимости ее покупки, а говорили, что можно использовать любую коммуникационную программу. После 20 минут экспериментов, обошедшихся почти в пять тысяч рублей, и звонка в службу технической поддержки Microsoft причина была обнаружена. Следовало установить другие свойства соединения по сравнению с работой в Internet через протокол РРР.

 

Теперь на экране появилось разноцветное главное меню. Увы, дальше этого дело не пошло. Не имея опыта работы с "Релкомом" (не забудьте, что я его начинающий пользователь), я так и не смог добраться дальше, чем до списка телеконференций или общего перечня файлов. Встроенная помощь фактически отсутствовала. Формально она имелась, но на английском языке и не по тем темам, из которых эта помощь вызывалась, а по некоей системе "??", совершенно меня не интересовавшей. Кроме того, мне, уже избалованному дружественными интерфейсами других программ, не удалось в 47 экранах этой "помощи" найти тот, где бы описывалось, что это за система и для чего она нужна. Возможно, такой экран и есть, но в этом случае он старается не попасться на глаза.

 

Звонки в "Демос" снова не помогли. Мне было категорически отказано в получении печатных материалов, которые бы поясняли, как работать с сетью, причем на мои "как сделать?" и "у меня не получается" следовал ответ "но это же так просто!" Лишь после очень настойчивых просьб о помощи сотрудники фирмы согласились показать мне, как работать с "Релкомом", если я приеду в фирму.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что фирма "Демос" делает ставку на клиентуру в лице крупных организаций, в которых имеются опытные специалисты, знающие, как пользоваться "Релкомом" и могущие обучить этому персонал заказчика. В индивидуальных клиентах фирма не заинтересована и, вероятно, считает их для себя обузой. Кроме того, расценки довольно высокие: работа в онлайновом режиме стоит 5 центов в минуту в рабочее время и 4 цента в минуту в нерабочее время и выходные дни. Возможно, при расчетах вы будете неприятно удивлены тем, что по мнению фирмы рабочее время оканчивается не в 18, а в 21 час, хотя в договоре и в тарифах это не указано. Поддержание почтового ящика в течение месяца  -  15 долл.

 

Игорь Лейко

Версия для печати