На этот раз я позволю себе нарушить законы жанра, повелевающие начинать авторскую колонку с притчи или анекдота. Дело в том, что история, которую я расскажу, сама по себе носит в известной степени характер легенды, хотя значительная доля правды в ней есть.

 

В некоторый момент истории компьютеризации России обнаружилось, что продавать компьютеры весьма выгодно, выгоднее, чем многое другое. Вполне естественно, в этот бизнес ринулись предприимчивые молодые люди. Некоторые из них обладали достаточными познаниями, чтобы понять: пока что для покупателя существует компьютер вообще; чем отличаются модели разных фирм друг от друга, он еще не осознал. Пару раз увидев, как разбирают и собирают системные блоки для установки или съема разных компонентов, хозяин новоявленной фирмы начинает понимать, что сборка компьютеров не требует ни сложного технологического оборудования, ни специалистов очень высокой квалификации. В то же время ввозить компьютер "по частям" выгоднее по многим причинам: во-первых, пошлины на компоненты бывают несколько ниже, чем на готовые изделия; во-вторых, эти компоненты иногда удается ввозить "челночным" способом в обход таможенных барьеров; наконец, в-третьих, и это самое важное, компоненты можно закупить по очень невысоким ценам, правда, для этого "места надо знать". Дело в том, что крупные фирмы  -  изготовители системных плат, микросхем памяти, "винчестеров" очень ревниво относятся к своей репутации. Если выборочная проверка показала, что в некоторой партии изделий процент брака выше допустимого, бракуется вся партия. Но эти изделия иногда не пускают "под пресс", а продают по дешевке какой-нибудь небольшой фирме. Если работать "по-честному", такая фирма может наладить свою разбраковку и извлечь из этой партии все годное. Крупной корпорации этим заниматься невыгодно, а небольшая может получить вполне приемлемую прибыль. Но можно и попросту перепродать компоненты кому-то, кто соберет компьютеры, которыми станет торговать по (казалось бы) демпинговым ценам.

 

Но даже и в этих условиях относительная доля прибыли невелика. Выход известен: наладить массовое производство, чтобы абсолютные цифры были достойны внимания. Дальше все до поры до времени очевидно: массированная рекламная кампания, контракты с предприятиями розничной торговли, а также с системными интеграторами и "системными интеграторами", объявленные сроки гарантии за пределами разумного времени жизни компьютера... А вот после этого "линия жизни" рассматриваемой гипотетической фирмы разветвляется.

 

Пессимистический вариант (назовем его "пирамида") выглядит так: в некоторый момент фирма быстро-быстро свертывает свою деятельность. Распродается последняя партия компьютеров. В эти компьютеры, быть может, устанавливаются заведомо негодные компоненты, которые были заменены в порядке гарантий в предыдущих партиях. И фирма исчезает. Последние, самые невезучие покупатели, остаются с грудой железа на руках, ибо гарантийные обязательства есть, но выполнять их некому.

 

Второй вариант ("небоскреб") состоит в том, что фирма, заработав капитал и приобретя имя, начинает более серьезно относиться к качеству изделий: заводит у себя вибростенд (чтобы выявлять негодные контакты), термокамеру (чтобы все малонадежные компоненты могли "выгореть" на этапе выходных испытаний), обзаводится контрактами с солидными именитыми поставщиками и... повышает цены. Словом, из "отверточной" фирмы компания превращается в производителя. Есть ли у такого производителя шансы выстоять в конкурентной борьбе против именитых западных поставщиков техники  -  вопрос сложный, и его рассмотрение мы отложим на будущее.

 

Все рассказанное можно было бы отнести к истории: действительно, несколько лет назад такие сюжеты проходили, но теперь... Но нет, история повторяется. Дело в том, что в последние несколько месяцев наблюдается серьезная реструктуризация компьютерного рынка. Политические события и весьма неоднозначные прогнозы развития экономической ситуации в России побуждают крупные фирмы не торопиться с заключением контрактов. В результате практически все компании, ориентирующиеся на работу с крупными заказчиками, в один голос жалуются на спад. Однако по тем же причинам частные держатели небольших денежных накоплений стараются как-то "овеществить" их и покупают, в частности, компьютеры. Поэтому предприятия розничной торговли компьютерным оборудованием отмечают просто взрывной рост продаж. В результате появились (или перешли от застоя к расцвету) несколько фирм, занимающихся сборкой компьютеров. Конечно, очень заманчиво получить полноценную машину за две трети цены. Я лично, как и большинство программистов, человек азартный и рискнул бы. Но если у меня спросят совета, я буду более осторожен: способа отличить "пирамиду" от "небоскреба" на начальном этапе строительства я не знаю...

 

Рубен Герр

Версия для печати