Сплетня номера
Пользователи не всегда делают то, чего вы от них ожидаете. Это не значит, что они не правы, это значит, что они люди.Дебора Курата."Программирование на Microsoft Visual Basic 4.0"
Ваша ленивая, разморенная весенним солнышком Лизавета решила, как всегда, поговорить о вечном на примере бренного - ей в лапы попала умная книжка о программировании на Visual Basic, в которой можно найти немало ценных мыслей о пользователях, их привычках и среде обитания.
Хотя это никогда не пришло бы вам в голову, но немногие пользователи имеют ясное представление о собственных целях...
Навязчивые бандерлоги, с визгом нависающие над трудолюбивым Маугли-программистом и не дающие ему работать, - вот кто такие пользователи. Дебильные детки, из любопытства или по неразумию губящие для них же созданные шедевры и тут же разражающиеся диким плачем. Мрачные начальники в вечных поисках "эни кея", терзающие тихого компьютерного гения нелепыми претензиями, - все это славный лесной народец под названием "пользователь".
Так или не так?
"Вовсе не так!" - восклицает автор, отлично усвоившая педагогические методы так горячо любимой всеми программистами фирмы Microsoft.
Хотя, конечно...
...разрабатывать программы было бы так легко, если бы пользователи были в состоянии объяснить, чего они хотят!
Пользователь - друг человека, и к нему следует относиться с определенным уважением.
Прежде чем приставать к пользователю, изучите обычаи его племени и постарайтесь понять суть того экзотического вопроса, который он хочет решить с вашей помощью:
Во время подготовки вы получаете представление о деловой среде, в которой будет использоваться приложение. После этого можно поработать с пользователем, чтобы ясно определить бизнес-цели проекта.
Пользователь - это не просто ценный мех, но и два-три килограмма вкусного полезного мяса. Это не ошибка природы, на которую вам непонятно зачем приходится работать, а источник вашего существования, с которым не стоит ссориться и который совершенно незачем переделывать на свой лад.
Как вы сможете общаться с ними, чтобы понять их позицию? Вам нужен общий язык...
Говоря на общем языке, усвоенном вами во время подготовки, вы можете расспросить их о выполняемых ими задачах и понять их ответы.
Главное - не требовать, чтобы он был как вы, и учитывать его мелкие слабости вроде недостатка интеллекта:
Главная проблема этого подхода - в том, что пользователи чаще всего не знают, что им на самом деле нужно.
Это предстоит выяснить вам - постарайтесь понять пользователя, не бойтесь подойти к нему поближе и даже преломить с ним хлеб:
Пригласите пользователя на ланч или посидите с ним рядом несколько часов.
Задавайте вопросы, внимательно слушайте ответы и повторяйте их, прося подтвердить, что они правильны...
Вообще проблема настолько серьезна, что вам с ней, может, и не справиться:
В некоторых компаниях есть бизнес-аналитики, ответственные за перевод слов пользователя на язык входящих в команду технических специалистов и наоборот.
Ура, есть кому вам помочь, а то можно провалить все мероприятие:
...вы будете чувствовать себя, как посредник на мирных переговорах, забывший пригласить переводчиков.
Толмач - дело хорошее, но нельзя же полагаться на других в делах такой важности! Миссионер в бедной, погрязшей в грехе и язычестве земле пользователя, - именно вы, разработчик, поэтому...
...не рассматривайте их [аналитиков] наличие как дающее вам право пренебречь изучением проблем данной области бизнеса.
Ради Бога, будьте осторожны! Не злите пользователя зазря! Не говорите ему лишнего, не делитесь знаниями слишком активно! Пользователь может запросто решить, что вы говорите с ним серьезно, и призвать вас к ответу:
Очень вероятно, что срок исполнения в соответствии с таким общим графиком в чьем-то мозгу засядет намертво, - а ведь этим человеком может быть ваш главный потенциальный пользователь или кто-нибудь из руководства!
Старайтесь говорить правду, оставляя при этом больше возможностей для толкования:
Каждый раз, когда вы говорите или пишете, пользуйтесь выражением "проект на 10 - 12 месяцев", а не "будет закончено в январе-феврале".
Такой вот психологический феномен - вроде бы сказано одно и то же, но доказать, что это на самом деле март-апрель, будет куда легче!
Еще один важный момент: не позволяйте начальству возиться с вашими инструментами! Оно обратит их против вас! Возьмем программы планирования - вы-то знаете, что это игрушки, не слишком применимые в реальной работе. Начальник-идолопоклонник хоть и готов растерзать жреца (вас), к самому божеству относится с превеликим пиететом. В жрецы же он по многим причинам не годится, а потому
Прежде всего программы планирования требуют от менеджера проекта стольких усилий, что он может легко зациклиться.
И что тогда? Тогда он будет доставать вас день и ночь, заставляя укладываться в засевший в его непутевой зацикленной голове график.
Короче говоря, не слишком увлекайтесь идеей сотрудничества. Нельзя же отрицать, что между человеком и его другом все-таки есть некоторая разница!
Пользователям вовсе нет необходимости знать, что они занимаются объектно-ориентированной разработкой... Снова заговорите с ними на их языке, усвоенном во время определения требований.
Можно добиться своего, не раздражая пользователя, но и не позволяя ему вцепиться:
Задавая правильные вопросы, вы поможете команде сформулировать абстракции и получить информацию, необходимую для полного описания объектов, при этом пользователи даже не будут знать о том, что они занимаются созданием объектно-ориентированного дизайна.
Усвойте же вы, наконец, чего на самом деле хочет пользователь! Если он даже не может этого выразить, вы-то в состоянии понять его скромные человеческие запросы! Вы же программист!
Вы работаете для пользователя, а не он для вас, так что извольте учитывать его требования, запросы и скрытые желания!
Итак, он хочет:
- Не выглядеть глупым.
- Не делать больших ошибок.
- Справляться с необходимым объемом работы.
- Чтобы было весело (по крайней мере, не слишком скучно!).
Такие вот у него повадки...
Слушайте, если честно, а вы-то чего от него хотите? Он ведь даже согласен признать, что вы здесь самый умный (если не слишком на это напирать).
Так оно, наверное, и есть...
Лизавета Мурлыкина