Так сложилось, что Комтек для нашей редакции  -  праздник. Вовсе не потому, что мы питаем особое пристрастие именно к этой компьютерной выставке. Просто наш первый выпуск пришелся на Комтек’95, и каждый год своего существования мы теперь отмеряем Комтеками.

 

Каким он был, прошедший год? Да, пожалуй, трудным. Не только для нас как для издания, прошедшего стадию становления, но и для российского компьютерного бизнеса в целом.

 

Период легкой добычи и сумасшедших прибылей прошел, настало время испытания на прочность. При всей обширности российского рынка оказалось, что крупных лакомых кусков на нем не так много  -  не каждому же, действительно, удается компьютеризировать, скажем, Государственную Думу. (Президент одной известной отечественной компьютерной фирмы обрисовал ситуацию так: "На рынке постоянно есть около 20 крупных проектов, за которыми гоняется стая голодных".) Ведущие системные интеграторы стали пересекаться в тендерах, всерьез скрещивая шпаги и применяя разные, в ряде случаев даже "неспортивные", приемы в стремлении склонить заказчика на свою сторону. Зачастую подобные столкновения заканчивались плачевно: в результате демпинга "победитель", отобрав хлеб у конкурентов, сам оставался без прибыли.

 

Обострил ситуацию и разгоревшийся прошлой осенью банковский кризис, с одной стороны, подорвав уверенность в завтрашнем дне (и вместе с ней платежеспособность) таких благословенных клиентов, как банки, а с другой  -  вынудив многие фирмы быстрее оборачивать деньги и совсем отказываться от драконовских банковских кредитов. В меньшей степени это затронуло дистрибьюторскую деятельность и розничную торговлю, в большей  -  системных интеграторов, ориентированных на крупные проекты.

 

Обозначившиеся трудности повлекли за собой череду реорганизаций даже в компаниях, чьи позиции на российском рынке казались достаточно устойчивыми. Изменения коснулись как структуры бизнеса, так и кадровой политики. Если в прошлом году руководство крупных отечественных фирм, гордо расправляя плечи, сообщало о росте численности своих организаций, то в этом году те же лица стараются отыскать убедительные объяснения для прошедшей волны сокращений. Структурная перестройка компаний вылилась во внутреннюю перегруппировку сил, концентрацию их на наиболее перспективных вертикальных рынках.

 

Особенно динамичен сегмент производителей компьютеров. Резкая смена лидеров (да и вообще действующих лиц) на нем говорит о том, как трудно удержаться в этом бизнесе в России.

 

Западные поставщики информационных технологий продолжают шлифовать свою маркетинговую политику, пытаясь наилучшим образом подогнать ее под эту непонятную страну, а их местные партнеры продолжают надеяться, что когда-нибудь образцовые западные "культура и сервис" привьются и на отечественной почве.

 

Каким же был этот год для нашего еженедельника? Тоже нелегким. Но сегодня мы чувствуем себя значительно увереннее, чем год назад. Еженедельник начал оказывать влияние на компьютерный рынок России, у него сформировалась своя читательская аудитория, которой мы дорожим и которую уже достаточно хорошо представляем. На основе анализа информации, полученной из присланных в редакцию анкет (их число в феврале перевалило за 5 тысяч), мы можем даже нарисовать обобщенный портрет своего читателя. Он выглядит примерно так.

 

PC Week/RE читают более чем в 120 городах России, хотя явно преобладают жители Москвы, С.-Петербурга и Московской области. Следовательно, наш читатель  -  обитатель мегаполиса. Для него характерно почти тотальное подключение к локальным сетям  -  84%, о чем свидетельствует и наибольшее число обращений к сетевым разделам электронной версии еженедельника, доступ к которым обеспечивает служба ITIS On-Line CS (см. с. 77).

Распределение подписчиков PC Week/RE

по регионам

 

Организации, в которых работает наш читатель, имеют в своих офисах преимущественно от 5 до 50 персональных компьютеров (79%); компании, имеющие до 5 ПК, обнаруживают самую яркую тенденцию к наращиванию компьютерного парка  -  на 100% и более.

 

Известны и читательские предпочтения в программном обеспечении: более 50% наших респондентов регулярно работают с базами данных (самая популярная СУБД у читателей PC Week/RE  -  FoxPro), текстовыми редакторами, электронными таблицами, более 40%  -  с электронной почтой и бухгалтерскими пакетами.

 

Можно еще долго добавлять штрихи к портрету, но сегодня вся страна озабочена одним  -  приближающимися выборами, которые могут привести к разным последствиям  -  от самых ужасных до никаких. Что касается нашего издания, то мы свой выбор сделали год назад: мы с вами, корпоративные пользователи, системные интеграторы, разработчики!

 

Елена Монахова

Версия для печати