Колонка системного интегратора

 

Разговор о системной интеграции редактора PC Week/RE с президентом московской фирмы "АйТи" Тагиром Яппаровым незаметно превратился в беседу о состоянии и перспективах развития промышленных предприятий России. По мнению г-на Яппарова, системную интеграцию нельзя рассматривать как одно из многих направлений деятельности фирмы-интегратора. Если фирма занимается системной интеграцией, то именно это понятие становится для нее основополагающим, определяя ее подход к ведению бизнеса и стратегические перспективы развития.    

Тагир Яппаров, президент фирмы "АйТи"

PC Week: Г-н Яппаров, поясните, пожалуйста, Вашу мысль о том, что системная интеграция (СИ)  -  это основополагающее определение стиля компании, называющей себя системным интегратором, а не отдельное направление ее многогранной деятельности.

T. Я.: Выполнение крупного интеграционного проекта по созданию сложной информационной системы включает полный цикл работ  -  от консультационных услуг на этапе разработки проекта до выпуска заказного ПО, обучения персонала заказчика и технической поддержки завершенной системы. Эта работа длится несколько лет, а в идеале серьезный проект такого типа соответствует всему жизненному циклу компании-интегратора. Ибо техническое сопровождение крупного проекта на фоне неизбежного технического прогресса обязательно приводит к необходимости развития и совершенствования технических решений. При этом отказаться от выбранной когда-то компании-интегратора заказчику уже невозможно.

PC Week: Что, на Ваш взгляд, характерно для интеграционного бизнеса России сегодня?

T. Я.: По-моему, фатальной проблемой России сегодня является отсутствие завершенных интеграционных проектов, если под завершенными понимать проекты, находящиеся в стадии промышленной эксплуатации. Эта фатальность определяется уровнем развития рынка интеграционных услуг, который появился совсем недавно и за время своего существования просто не успел накопить опыт создания собственных аппаратных, программных, информационных решений, а также  -  и это, может быть, самое главное  -  опыта их поддержки и гарантии качества. Крупнейшие западные фирмы-интеграторы регулярно публикуют данные, показывающие, как число инсталляций их решений соотносится с количеством установок, находящихся в промышленной эксплуатации. Между прочим, у такого гиганта информационной индустрии, как SAP, согласно их собственным "открытым" данным, в стадии промышленной эксплуатации находится только около 20% инсталлированных систем R/3. В среднем запуск в промышленную эксплуатацию занимает один год, поэтому хотя SAP имеет сейчас в России 12 инсталляций систем R/2 и R/3, она сама называет успешной (т. е. завершенной) лишь одну из них.В результате таких размышлений становится понятным, что поставка нескольких сотен или даже тысяч компьютеров не имеет ничего общего с системной интеграцией, непосредственно связанной с запуском информационной системы в промышленную эксплуатацию.

PC Week: На какой рынок  -  горизонтальный или вертикальный  -  ориентирована интеграционная деятельность Вашей фирмы?

T. Я.: "АйТи" ориентируется на промышленный рынок. На него сейчас мало кто обращает серьезное внимание: слишком много усилий (и денег) надо вложить сначала в развитие собственно отрасли, чтобы в будущем (не завтра и даже не послезавтра) получать прибыль.

PC Week: Почему же Вы выбрали для себя такую "оригинальную" интеграционную нишу?

T. Я.: Системная интеграция  -  это, как я уже говорил, не направление деятельности, а, если хотите, мировоззрение и стиль жизни компании-интегратора, определяющие стратегические перспективы ее развития. Я вижу, что промышленный рынок России сейчас переживает некоторый подъем, но связанный не с оживлением финансового рынка в этой области и не с ростом инвестиций  -  этого нет. Здесь происходят существенные неэкономические изменения, обусловленные оживлением интереса к промышленному рынку. Я вижу причины в смене владельцев промышленных компаний в результате их акционирования или перехода в частные руки. Новые владельцы понимают, что для улучшения производства его нужно оживить, перестроить. Вот тут-то им и понадобятся услуги квалифицированного системного интегратора. Во всем мире основные заказчики интеграционных информационных проектов находятся в области производства. Россия не исключение: через несколько лет это будет и у нас.

PC Week: Назовите, пожалуйста, характерные черты промышленных интеграционных проектов.

T. Я.: Основу любого серьезного проекта составляет заказное ПО  -  либо разработанное системным интегратором, либо адаптированное им под конкретные нужды заказчика. Настоящий системный интегратор должен иметь собственный банк решений для конкретных вертикальных рынков, в которых он работает. Вы скажете, что можно воспользоваться готовыми решениями, предлагаемыми, например, той же SAP? Да, можно, но, к сожалению, не у нас. Дело в том, что решения, предлагаемые зарубежными интеграторами, практически всегда оказываются слишком жесткими для наших заказчиков, поскольку требуют существенной структурной перестройки организации. Российского клиента интересуют решения, адаптированные под существующую организационную структуру.

PC Week: Кто, по Вашему мнению, должен строить информационную модель проекта заказчика: сам интегратор или сторонние консультационные фирмы?

T. Я.: Для небольших и средних проектов информационные модели мы строим сами. При выполнении больших проектов привлекаем консалтинговые фирмы, вооруженные хорошей методологией сбора и анализа информации о клиенте,  -  они проводят первичное обследование объекта, выявляют информационные связи. Консультанты, аудиторы  -  это обязательные партнеры при выполнении большого интеграционного проекта.

PC Week: Возможна ли дистрибуция системных проектов?

T. Я.: Дистрибутировать можно только решения, основанные на уникальных разработках. Если предложить некое компилятивное решение, это будет, скорее, некая структура VAR по сложным проектам. Сейчас мы разворачиваем VAR-программу по распространению нашей финансово-управляющей системы "БОСС", предполагая, что к концу года в ней будет участвовать около 20 партнеров. Поскольку "БОСС" основана на оригинальном ПО, эту технологию распространения можно назвать дистрибуцией системного решения.С другой стороны, классическое понятие дистрибуции подразумевает существование множества партнеров, что для сложных системных решений просто невозможно. Чаще всего региональные партнеры поступают другим образом: берут элементы решений от разных поставщиков и создают на их базе свое.

PC Week: Может ли интеграционный информационный проект не включать разработку собственного ПО?

T. Я.: Может, но я считаю, что лишь при нынешнем состоянии рынка интеграционных услуг. Можно создать некое интегральное решение из кусков чужих технологий, однако тенденции развития компьютерной индустрии таковы, что, развиваясь и укрепляясь, из посреднической она становится производящей. Через несколько лет компании-интеграторы обязательно будут что-то производить для своих системных решений.

PC Week: Что именно они будут производить?

T. Я.: Аппаратуру либо ПО. Что касается производства аппаратуры, то для его развертывания требуются заводские мощности... А вот достаточно быстро наладить собственное производство ПО  -  задача вполне реальная. Я считаю, что российские компании-интеграторы в области информационных проектов просто обязаны стать производителями ПО.

PC Week: Вы считаете, что нужно написать "русские" Windows и Unix?

T. Я.: Конечно, нет. Отечественные производители ПО должны поставлять продукты, выполняющие нужные потребителю функции в нужное потребителю время. Новую систему Windows писать не надо, а вот ПО для систем управления промышленным производством  -  это, на мой взгляд, продукты, предназначенные для отечественного рынка программных средств.

PC Week: Можно избрать "срединный путь" локализации зарубежных программных продуктов. Как Вы оцениваете его перспективность для информационных проектов?

T. Я.: Путь собственной разработки ПО долог, в среднем для появления первой версии, которую уже можно обсуждать, требуется четыре года. Локализация зарубежных решений осуществляется быстрее. Проблема выбора между этими двумя подходами разрешается ответом на вопрос: "Что есть конечная цель деятельности фирмы-интегратора?" Если компания создавалась с ориентацией на долгосрочную стабильную прибыльную деятельность, то именно собственные разработки являются гарантом ее долгосрочной стабильности. Вокруг этого стержня уже можно создавать корректные дополнения в виде различных сопутствующих технологий, в том числе и лицензионных.Процесс наслоения используемых технологий очень быстро меняется вместе с рынком. Это приводит к изменению концепции бизнеса фирмы, а затем  -  самого ее образа на рынке. Вот мы и пришли к тому, с чего начали: системная интеграция  -  это мировоззрение компании-интегратора и ее образ, сформированный в сознании других субъектов рынка.

 

Беседу вела Елена Покатаева

Версия для печати