Проблемы технологий

 

Что такое "качество финансовых услуг" и можно ли его определить формально?

 

По отзывам участников выставки "Банк-96", она не выделялась в ряду аналогичных мероприятий на банковско-финансовую тему ни особенным наплывом посетителей, ни открытиями в области технологий и законченных решений, однако в ходе выставки состоялось одно мероприятие, сам факт проведения которого говорит о новом этапе в развитии банковских услуг. Я имею в виду семинар, посвященный проблемам стандартизации и сертификации банковских услуг и технологий, в котором приняли участие представители Госстандарта России, ВНИИ стандартизации, Ассоциации экспертно-сертификационных центров МЕКАС и инженерного центра "Анкей", выполняющего функции сертификационного центра Системы Сертификации Банковских Технологий (ССБТ) МЕКАС.

Проблемы, обсуждавшиеся на семинаре, не касались форматов международных банковских транзакций или ПО для межбанковских S.W.I.F.T  -  необходимость соответствия стандартам в этой области понятна всем. Олег Беленок, заместитель начальника Управления Госстандарта РФ, обратил внимание собравшихся на тот факт, что если за рубежом банковская деятельность регламентируется более чем 250 стандартами, то в России сейчас принято только три. Такая ситуация сложилась потому, что к рыночным отношениям и бурному развитию банковской деятельности оказались не готовы государственные органы стандартизации и сертификации. Например, раньше Госстандарт оперировал понятием "продукция", теперь же в обиходе появился совершенно новый термин "услуга" (в частности, банковская). Оказалось, что в правовой базе банковской деятельности отсутствует даже терминология, связанная с понятием "услуга". Если правовые нормы не описывают банковские услуги, значит, отсутствуют определения качества услуг, а также обязанностей сторон, вовлеченных в процесс банковской деятельности. Отсюда следует правовая незащищенность как конкретного частного лица, так и банков, связанных друг с другом технологической цепочкой. Геннадий Фокин, руководитель отдела МЕКАС, отметил в этой связи, что зарубежные банки предоставляют своим клиентам около 360 наименований услуг, включая виртуальные банки. У нас же, по его словам, "словарь" банковских услуг насчитывает около 40 названий. Однако из этого вовсе не следует, что конкурентной борьбы на нашем рынке не существует. Г-н Фокин считает, что уже сейчас, пока спектр предоставляемых банковских услуг не столь велик, самое время использовать механизм стандартизации и сертификации для укрепления престижа и имиджа банка.

Любая сертификация может быть добровольной и обязательной. Андрей Раков, зав. отделом ВНИИ стандартизации, утверждает, что практически 90% операций сертификации банковских услуг, осуществляемых за рубежом, являются добровольными. Такое пристрастие к независимой экспертизе определяется вполне экономическими причинами. Во-первых, с сертификацией связана система страхования финансовых рисков и особенности ведения дел в арбитражном суде. Во-вторых, практически во всех странах принята система доверия сертификатам, выданным другими странами, что необходимо для организации банковского бизнеса в другой стране. Надо отметить и то, что сказывается на экономическом благосостоянии банка опосредованно: зарубежные банки, как правило, имеют четкое описание предоставляемых услуг, оформляемое в виде системы показателей качества деятельности конкретного банка, в которой отражаются требования не только к материальному обеспечению организации, но и к его персоналу.

В нашей стране сложилась иная ситуация: до 90% сертификаций являются обязательными, поскольку согласно закону о правах потребителей все, что имеет какое-либо отношение к потреблению, должно пройти обязательную проверку на соответствие некоторым требованиям, т. е. сертификацию. Однако соответствующей инфраструктуры не существует! Кроме того, определение обязательной сертификации, вытекающее из закона о правах потребителей, противоречит международным нормам, хотя Россия и присоединилась к международным законам о сертификации...

Но предоставим специалистам в области права и стандартов распутывать хитроумные сплетения международных и отечественных законов. Отметим лишь, что система обязательной сертификации в виде ГОСТ-Р будет введена, по словам г-на Беленка, с 1 января 1998 г. Сегодня в рамках государственной системы стандартизации банковских услуг готовы следующие технические комитеты (ТК):

- ТК22 "Информационные технологии" на базе Роскоминформ;

- ТК257 "Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле" на базе ВНИИКИ;

- ТК366 "Метрологическое обеспечение банковских операций" на базе ИПУ РАН и консалтинговой фирмы МЕКАС;

- ССБТ/ТК "Финансовые услуги и банковские технологии" на базе ССБТ МЕКАС.

Телефон инженерного центра "Анкей": (095) 247-1799.

 

Елена Покатаева

Версия для печати