Беседы о программировании

 

Главные требования бизнеса  -  сделать лучше, быстрее и дешевле. Однако нам, программистам, не нравится, что от нас ожидают добровольного следования этим принципам.

 

Нам скорее бы хотелось услышать, что нашей энергии, изобретательности, близости к конечному пользователю и гибкости в выборе методов и средств будут продолжать соответствовать хорошая зарплата и перспективы продвижения по службе.

 

Я полагаю, что это одна из причин того, почему книга Эдварда Йордона “Закат американского программиста”, написанная в 1992 году, осталась почти не замеченной компьютерной прессой. Она представляет собой подробное исследование международного рынка программирования. Я считаю, что ее, без сомнения, стоит отнести к тому десятку книг, которые должен прочесть каждый профессиональный программист, но упоминается она лишь в 20 статьях, включая одну из моих собственных от 1993 года, если судить по каталогу журналов в базе данных Computer Library.

 

Для сравнения: на книгу "DOS для “чайников”" существует 31 ссылка, и, по словам самого Йордона, в прошлом году было продано в 10 раз больше экземпляров этой книги, чем его собственной. Возможно, Йордону больше повезет с продажей своей новой книги с более оптимистичным названием “Возрождение американского программиста”, которая в скором времени должна выйти в издательстве Prentice Hall.

 

Важный вывод

 

Я ни в коей мере не хочу сказать, что в книге Йордона говорится только то, что мы хотим услышать. Разумеется, он не отказывается от своих предыдущих исследований, показывающих, что стоимость разработки ПО в США выше, а качество ниже, чем в других странах.

 

Однако он полагает, что новые технологии и новые рынки меняют правила игры. Я считаю (как и в случае с его предыдущей книгой), что профессиональным программистам стоит прислушаться к тщательно обоснованным выводам Йордона, в противном случае им может оказаться несладко.

 

Мое мнение, как и мнение Йордона, может быть опровергнуто новыми обстоятельствами. Так как передо мной лишь черновой вариант книги, номера страниц, глав и даже некоторые ее части могут отличаться от того, что вы увидите в окончательном варианте. Тем не менее я уверен, что споры разгорятся вокруг восьмой главы “Достаточно хорошее ПО”.

 

Я почти боюсь касаться этой темы, потому что основная идея может просто превратиться в кошмар в стиле Дилберта  -  “продай сейчас, а потом попроси деньги за то, чтобы исправить ошибки”. Йордон затрагивает здесь два жизненно важных вопроса.

 

Во-первых, дело здесь не в программистах, персонале, отвечающем за качество, или в маркетинговой службе, которые должны выбрать правильное соотношение между сроками, функциями, качеством и затратами. Покупатели определят это сами, проголосовав своими деньгами.

 

Во-вторых, требуемое соотношение между этими противоречивыми целями не может быть четко установлено на начальной стадии реализации проекта. Оно должно определиться в результате объективного процесса на протяжении всего проекта.

 

Йордон не просто философствует, он говорит о своем хлебе насущном. “Я не могу игнорировать все возрастающее недовольство моих клиентов по поводу того, что мне требуется вдвое больше времени, чем моим конкурентам. Хотя я делаю при этом раз в 10 меньше ошибок, чем они, для заказчиков сроки намного важнее”,  -  замечает он.

 

В конце концов Йордон приходит к формулировке задачи относительно переменных X, Y, Z, P и Q: X человек, которым нужно Y единиц времени и Z долларов, создают P единиц функций с количеством ошибок Q для каждой функции. Вместе со своим клиентом возьмите и выберите приоритеты, а потом выберите подходящую для вашего проекта комбинацию.

 

Питер Коффи