Территория Экспоцентра на Красной Пресне, где в конце апреля проходил Comtek’96, бурлила презентациями и видеоконференциями. Неограниченность тематики и территориальная распределенность экспозиции достигли сегодня того уровня, когда уже не возникает вопрос: что посмотреть сегодня, а что оставить на завтра. Времени все равно не хватит даже на половину экспозиций. Озадачивает само разнообразие вычислительных и телекоммуникационных средств, навязчивость этого разнообразия... Слова о стандартизации, легкости интеграции и неограниченности услуг системных интеграторов тоже не радуют... Что же делать?

 

В полете В. Джанибеков

Широкий спектр предлагаемых программно-аппаратных продуктов дает свободу выбора, приводит к необходимости тратить не только время, но и деньги на этот выбор. Как отличить прекрасный вымысел от того, что действительно следует посмотреть? Системные интеграторы утверждают, что знают как. Время покажет. Но платить нужно уже сейчас.

 

Удобно были расположены стенды фирм, связанных с электронной картографией и смежными отраслями: в одном павильоне и рядом, что давало возможность ознакомиться со всем спектром геоинформационных технологий и получить необходимые объяснения тут же. Хотя как раз эти-то технологии и предназначены для интегрирования и обработки информации о пространственно распределенных объектах.

 

23 апреля многие участники ГИС-экспозиций, завершив работу на стендах, переместились из Экспоцентра на юго-запад Москвы, где на территории Российской академии государственной службы (РАГС) проводилась пресс-конференция по итогам авиатура АвиаГИС‘96 “Геоинформационные технологии в решении задач управления территориями, отраслями, предприятиями”.

 

В этом году он проводился по маршруту: Москва  -  Сургут  -  Хабаровск  -  Томск  -  Оренбург  -  Москва на специализированном самолете-лаборатории ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

 

Приглашенные на встречу с участниками тура журналисты снабжались путеводной картосхемой, помогавшей найти место встречи в лабиринте корпусов и подземных переходов РАГС, сравнимых по масштабам разве что с московским метро. Эта профессионально выполненная мелочь сразу помогала настроиться на предлагаемую тематику.

 

У академии и метрополитена есть и еще одно сходство, важное c точки зрения геоинформационных атрибутов: они пока еще являются федеральной собственностью, хорошо содержатся и приносят пользу. Задачи кадастра и учета городских наземных и подземных сооружений, а также различного рода коммуникаций и сетей (от тепловых до телефонных) являются сегодня чрезвычайно перспективной сферой приложений геоинформационных технологий.

 

Инициатором авиатура была ГИС-Ассоциация. Она основана в 1994 г. как объединение специалистов в области геоинформатики и смежных отраслей.

 

Вице-президент ГИС-Ассоциации Сергей Миллер открыл пресс-конференцию, энергично и аргументировано изложив свои впечатления и соображения о целесообразности таких мероприятий в плане развития рынка технологий геоинформатики в России.

 

Он отметил, что в отличие от прошлогоднего этот авиатур был не только “просветительским” и пропагандистским. Во время тура предлагались инструментальные средства разработки комплексного решения информатизации регионов, организационные схемы построения их информационных структур.

 

В авиатуре участвовали: ГосНИИ АС, СП Дата+, фирма ЛИР, Обнинский ГИЦ, АО “Пангея”, АОЗТ “Резидент”, ЦГИ ИГ РАН, ЦПК им.

 

Ю. А. Гагарина, ESRI, Infotec D.Corp., Mandly Communications, ORACLE CIS, PROGIS, Silicon Graphics, SUN Mycrosystems. Косвенное участие в авиатуре приняли ИЧП “Г.Ф.К.”, АОЗТ “Стройизыскания”, компания ВЕСТЬ, МосГУГК, АОЗТ “Инфарс”, Easy Trase Group, Карл Цейс. К участию в региональных выставках и конференциях присоединились IBM (в Сургуте), АОЗТ “ПОИНТ” (в Томске).

 

Важную роль в этом проекте играли руководитель Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина В. Джанибеков и его коллеги.

 

Арифметические итоги: более 11 тысяч километров пути, 16 часов воздушного путешествия. Выставки, конференции, рабочие совещания с руководством органов управления городами и регионами, встречи с представителями вузов и предприятий, специалистами. Зарегистрированных участников региональных выставок и конференций было более 340 из 260 организаций.

 

Взаимодействия ГИС с мощными современными БД позволяет осуществлять самые различные проекты,

(изображение предоставлено фирмой PROGIS, Австрия)

По сравнению с Экспоцентром в Москве это, конечно, совсем мало. Но дело не в этом. Проведение подобных мероприятий  -  альтернатива грандиозным компьютерным и иным форумам типа Comtek, которые в силу своей скоротечности, полифоничности и обилия рекламы являются для посетителей тяжелым испытанием. Организация подобного авиатура значительно выходит за рамки пассивного информационного и рекламного воздействия на читателей компьютерных изданий и ведомственных сборников.

 

Как указал Сергей Миллер, обратная сторона медали  -  нагрузка на участников путешествия. Впрочем, эти люди научились ее выдерживать.

 

Деятельность самого вице-президента ГИС-Ассоциации вполне можно было бы оценивать, если не в мегагерцах и киловаттах, то в чем-то вроде этого.

 

Что же сказать о последствиях и выгодности мероприятий, подобных авиатуру? В Ассоциации пытаются ответить и на этот вопрос, составляя и публикуя всевозможные дайджесты.

 

Хорошо известно, что нельзя предвидеть априори бизнес-эффект от тех или иных презентационных мероприятий. Итоги путешествия показали, что финансовая выгода уже в начале маршрута превзошла затраты на его организацию. Так что в данном случае перемена мест, в отличие от законов арифметики и алгебры, приводит к изменению результата, причем в положительную сторону.

 

Тел. ГИС-Ассоциации: (095) 135-7686.

 

Андрей Карасев

Версия для печати