Выставка Comtek’96, состоявшаяся в Москве уже в седьмой раз, превзошла по размаху прошлогоднюю. Работало шесть огромных павильонов, набитых стендами разнообразных фирм, причем зачастую на одном стенде было представлено несколько участников. Естественно, это привлекло огромное количество народа. Если верить предупреждению, что “выставка работает только для специалистов”, то сколько же специалистов-компьютерщиков существует в стране!
Впрочем, о собственно компьютерной стороне пускай говорят именно специалисты. Меня же заинтересовали элементы театрального оформления сугубо деловой выставки. Об этом и поговорим подробно, тем более, что в компьютерной периодике не часто выступают театральные критики.
Сходств между театром и Comtek’ом больше, чем различий, т. к. выставка (шоу) - тоже театрализованное действо, только с четкой деловой адресацией. В театре зрителей просто развлекают; на Comtek и ему подобные “спектакли” приходят для другой, но тоже простой цели - купить-продать. Вот с этой точки зрения и оценим то, что произошло за период с 22 по 26 апреля сего года в Выставочном центре на Красной Пресне.
В роли режиссеров-постановщиков выступили традиционные организаторы выставки, Comtek International и Crocus International, и “примкнувшее к ним” АО “Экспоцентр”. Их работа, безусловно, заслуживает отличной оценки - хотя бы потому, что выставка состоялась в седьмой раз.
Раз Comtek сумел выжить и так уверенно закрепиться “на рынке”, то и требования к нему соответственно возрастают. Прошли те времена, когда, выставив один “голый” компьютер, можно было быть уверенным в успехе. Теперь, когда компьютер вошел если не в каждый дом, то уж в каждый уважающий себя офис, необходимо привлечь внимание посетителя чем-то этаким, чего нет больше ни у кого. Уже на прошлогоднем Comtek’e многие фирмы так и поступили, использовав игровой момент в подаче своей продукции. Comtek’96 закрепил успех в этом направлении. Теперь уже можно уверенно сказать: до сознания наших бизнесменов начинает доходить, что серьезное вполне совместимо с веселым.
Вспомним ярмарки былых времен, например Нижегородскую. Купцы - на что уж народ “сурьезный”, а “постановочной” стороной дела отнюдь не пренебрегали. Ни одна ярмарка не обходилась без балаганов, ряженых, зазывал. Можно было и миллионную сделку провернуть, и на бородатую женщину посмотреть. И дело - и праздник.
В силу обстоятельств ярмарочные традиции лучше знают (и чтут) на Западе. Например, знаменитый CeBit в Ганновере редко обходится без игровых моментов. Зарубежные фирмы - участники Comtek также не пренебрегают подобными “мелочами”. В 1993 году по павильону расхаживали парни, выряженные в звездно-полосатые фраки и цилиндры. Отрадно, что под “тлетворное влияние Запада” попали и многие российские фирмы. На нынешнем Comtek’e было на что посмотреть!
Одна из фирм устроила на стенде бассейн и запустила в него цветные шарики. Из борта бассейна била струя, под воздействием которой шарики образовывали узор, отдаленно напоминающий фирменную эмблему. Гениально и просто подошла к оформлению другая фирма: ее стенд располагался на фоне кирпичной стены, исписанной - нет, не ненормативной лексикой и не “здесь был Вася”, а названиями фирм, имеющих отношение к заявленной тематике. Подавляющее большинство участников использовало верхний ярус павильонов - благо потолки высоченные: над стендами висели, покачивались, крутились разнообразные, разноцветные и огромные надувные шары (порой и квадратные!) с эмблемами или же “полотнища” с названиями фирм, составленными из маленьких шариков. На этом фоне сплошного “надувательства” очень приятно смотрелся громадный черно-белый медвежонок, тоже вознесенный над стендами, но не надувной, а просто игрушечный.
Что же из этого следует? А то, что готовить концепцию подачи фирмы (сценарий) надо заранее и не менее тщательно, чем саму продукцию. Вспомните КВН - кто может, лучше старый, до запрещения, кто не может - хотя бы “Одесских джентльменов”. Когда любая КВН’овская команда работает в образе, восприятие ее гораздо сильнее. Однако Comtek - все-таки не КВН, а бизнес-шоу, т. е. целью должно быть не оформление, а продвижение товара, в том числе и с помощью оформления. Разумеется, непростая задача работать “на стыке” двух профессий - компьютерной и театральной, дела и праздника. Большинство превосходных задумок “хромало” то на одну, то на другую ногу. Реализация идей сильно отдавала любительством, самодеятельностью.
Бассейн с шариками привлекал внимание, весьма материальные знаки которого можно было увидеть уже вскоре после открытия выставки, а именно: народ вовсю бросал в бассейн монеты, следуя лозунгу: “Брось монетку на счастье, возьми камешек (т. е. шарик) на память!” Любо-дорого было наблюдать за серьезными бизнесменами, “ныряющими” в бассейн, забывши снять часы. “Надувное” оформление над стендами вызывало всякую реакцию - от “очень нравится” до “зачем это надо? народ вверх и не смотрит!”.
Надо отметить, что с указателями на Comtek’e было традиционно неважно - они попросту отсутствовали. Я бы предложила устроителям провести лотерею “Где выход?” в самом большом павильоне выставки, а тому посетителю, кто угадает, подарить Pentium. (Кстати, элемент оформления многих фирм - световая реклама, “бегущая строка” в непосредственной близости от стенда - не только создавал атмосферу феерии, но и несколько восполнял этот недостаток.)
Надувной компьютер тоже не “работал” - он стоял, огороженный флажками, как волк какой-то. А что стоило снять заграждение и пустить туда народ (и не только юного возраста) - пусть бы попрыгали, как на батуте. Тогда около компьютера стояла бы толпа, а фирме оставалось бы заключать контракты направо и налево, рекламируя свою продукцию, например, как “самые легкие в мире компьютеры!”
Были очаровательные девушки в костюмах, но выглядели они бледно. Во-первых, абсолютно непонятно, костюмы какого народа на них были одеты? Во-вторых, столь же непонятно, что, собственно, сие должно было означать? Братскую дружбу кого-то с кем-то? Символ некоей компьютерной платформы? Последние достижения сетевых технологий? К тому же девчонки стеснялись, что на них обращают внимание, но ведь именно для этого их и вырядили!.. Конечно, не так-то просто появиться на людях в театральном костюме да еще и вести себя соответственно. Непросто, если вы остаетесь самим собой - Ваней Сидоровым или Mr.Smith. Но в театральной практике давным-давно существует понятие “маска”. Простейший пример: К.С. Станиславский (урожденный Алексеев, один из основателей Художественного театра и создатель пресловутой системы имени себя) взял себе звучный псевдоним, чтобы не стесняться играть на сцене. Именно так и поступила одна фирма, напялив на своих сотрудников (нет-нет, не на всех!) огромные резиновые маски-морды, напоминающие карикатуру на какого-нибудь американского деятеля: с громадной нижней челюстью, не маленьким же носом, в синей кепочке. При этом ребята остались в обычных костюмах - джинсах, куртках. Контраст между “мордой” и одеждой оказался разительным, особенно если подойти со спины, а уже потом увидеть “лицо”: происходит сбой масштаба и начинаешь буквально хвататься за воздух, не понимая, ЧТО именно ряженое! А тебе еще ручкой помашут приветственно. Так делайте же свои маски, дорогие сотрудники фирм, - Дурака, Кота Базилио, Системного Фолдера, шефа Майкрософт Билла Гейтса, наконец, и, прячась за ними, смело работайте! Скучно ведь это - целыми днями стоять и ничего не делать.
Это относится и к не “ряженым” сотрудникам на стендах. Мало кто действительно работал с посетителями, привлекал, зазывал, а уж тем более ходил по павильону, раздавая проспекты, приглашая на стенд своей фирмы. Едва ли не единственное исключение составляли газетчики.
Парад на открытии поразил, к сожалению, с плохой стороны. Я так и не поняла, для кого он предназначался - ведь он начался еще ДО открытия выставки, когда народ только рвался за заветные барьеры. Да и трудно найти зрелище более беспомощное с постановочной, актерской, музыкальной, костюмной и прочих сторон. К счастью, парад длился недолго...
“А зачем вообще нужны все эти игровые моменты, хохмы, оформление? - спросит иной сердитый компьютерщик. - Я пришел сюда работать, а не отвлекаться на всякие пустячки”. Позволю себе дать профессиональный совет: когда человек смеется, он охотнее платит. Смех - эксцентричная эмоция (в терминах системы выразительных жестов), т. е. раскрывающая эмоция. Представьте себе смеющегося человека как открытый кошелек. К тому же, по определению великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе, в театре нет мелочей, театр - это канат, сплетенный из маленьких веревочек. Это справедливо по отношению к Comtek едва ли не в большей степени.
По отзывам многих участников выставки, с которыми я побеседовала, игровые моменты вовсе не мешали работе, напротив: Comtek - это ведь компьютерный карнавал. Интересно, что большинство опрошенных являются ветеранами Comtek’a, они вносят и свою лепту в праздничное оформление, и после каждой выставки их фирмы все больше завоевывают рынок. Значит, можно совместить дело и праздник. Несмотря на минусы организации, избежать которых в таком большом деле, как Comtek, полностью невозможно (почему, например, “Детям и подросткам даже в сопровождении взрослых вход запрещен”?), деловые результаты налицо!
Мария Трофимова