Гипотеза, которую мне хотелось бы назвать своим именем, звучит так: “объем информации возрастает экспоненциально по мере удаления ее от моих практических нужд”.

 

Узнать расписание самолетов из Лондона в Париж  -  нет проблем, погоду в Сан-Франциско  -  подождите секундочку. Но чем ближе ко мне требуемая информация, тем труднее ее достать. Она ведет себя как “неуловимые мстители”. Если мне нужно узнать расписание пригородных электричек из Горького в Семенов, репертуар городских театров или справиться, нет ли в последнем привозе нужной мне книги в книжном магазине, я буду часами дозваниваться, потом поеду сам и потеряю уйму времени.

 

Похоже, что во всемирном ресторане Internet нам достались крайние столики. Мы уже имеем удовольствие наблюдать, что едят и пьют люди в центре зала (рухнул пресловутый “железный занавес”), у нас на столах стоят точно такие же тарелочки и фужеры, разложены ножи и вилочки. Единственное, о чем нас забыли предупредить,  -  это ресторан самообслуживания. Мы зря ждем  -  никто ничего нам не подаст и не нальет. Прочие страны по кухне уже отдежурили.

 

Наше же государство, как обычно, идет своим путем. В течение нескольких лет оно делало вид, что информационные потребности населения полностью удовлетворяются средствами массовой информации. Еще какое-то время оно “не замечало” коммерческих фирм, которые (в силу малых своих  -  по сравнению с государством  -  возможностей) торговали информацией, в особенности правовой. Получалось забавно: “Я, государство, неустанно издаю и переиздаю всякие законы и нормативные акты, я буду жестоко карать за их несоблюдение, потому срочно купи законы вон там, у коммерсанта”. Прямо как в рассказе М. Зощенко про тару, где государственный служащий за посылки взяток не брал, но говорил: “Тара слабовата!”, а коммерческий сообщник его тут же за углом вбивал в эту тару пару гвоздей за большие деньги. Наконец, государству косвенный рэкет надоел и оно решило заняться прямым. Справку на вокзале?  -  плати деньги. Объявление по вокзальному радио  -  тоже плати. (Помню, как меня поразили станции метро в Филадельфии  -  не сами по себе, а тем, что были буквально завалены кипами разнообразной бесплатной справочной литературы.)

 

Я думаю, что было бы неплохо потихоньку засекретить имена вновь назначаемых государственных чиновников. Приходит к чиновнику посетитель, спрашивает у секретарши имя, отчество шефа, а та ему  -  “платите за справку”. Потом можно перейти на “секретные” улицы и номера автобусов  -  дальше продолжать не буду, с авторским правом у нас тоже проблемы, обязательно кто-нибудь идею украдет и воплотит в жизнь.

 

Живут своей, обособленной от повседневных нужд, жизнью серверы научных и образовательных структур, появляются коммерческие отечественные серверы, но систему в их информационной начинке уловить трудно (похоже, что этапы анализа, проектирования и обучения для простоты опускаются и начинаются импровизации без репетиций). Все это напоминает мне веселые студенческие агитбригады, в составе которых я двадцать лет назад разъезжал по стране. Колхозники только руками разводили в ответ на наши шуточки. Государство теперь тоже руками разводит: “Ну подумать только, что эти коммерческие структуры вытворяют”. Да и с тех взятки гладки  -  хобби есть хобби, и что вы, ей-Богу, со своими претензиями к качеству!

 

Ах, как обидно сидеть голодному во всемирном ресторане Internet. Ау, официант! Нет ли у вас чего-нибудь нижегородского под маринадом?

 

Игорь Альтшулер

Версия для печати