В некотором царстве, демократическом государстве, то ли благодаря демократии, то ли просто так, технический прогресс шел прямо-таки семимильными темпами. Государство процветало, живущие в нем компьютерные фирмы тоже. А за горами  -  за морями, но на той же планете, прозябала в косности и отсталости тоталитарная страна. Но находилась она не так уж далеко, если, конечно, учесть научно-технический прогресс. Обе эти державы, иногда мирно, иногда  -  не очень, сосуществовали.

 

Демократическая держава, конечно же, содействовала продвижению тоталитарной страны по пути демократизации: она продавала туда компьютеры и программы, которые, как известно, очень стимулируют развитие. Делалось это так: приезжал в отсталую страну представитель могущественной компьютерной фирмы, задавал чиновникам из высшего руководства пир на весь мир и договаривался с ними о крупной сделке по всеобъемлющей компьютеризации, скажем, банно-прачечных комбинатов и гостиниц. Чаще всего, чтобы продемонстрировать преимущества компьютерного ведения хозяйства, нескольких чиновников отвозили на недельку-другую в теплые страны, откуда они возвращались обогащенные восторгами и впечатлениями, а также материальными дарами. После этого процесс подписания договора не встречал никаких препятствий. А когда компьютеры приезжали, и чиновникам, и тем, кто компьютеры продал, было уже не до этого  -  надо было следующий договор подписывать. И маялись подданные той сказочной державы, пытаясь понять, как все это должно работать, может ли оно работать и зачем все это нужно?

 

Долго ли, коротко, но настали хорошие времена и для отсталой страны. Оказался там как-то раз у власти правитель, который не то мудрецов-советников поумнее набрал, не то сам не совсем думать отучился, но только завел он новые порядки. Правителя за это вскорости свергли, но порядки остались и даже лучше сделались. Словом, процесс пошел. Правители демократической страны, конечно, сразу объявили, что только этого всю жизнь ждали и чаяли. Однако для компьютерных фирм настали трудные времена: ведь теперь нужно было свои товары рекламировать, потребовалось доказывать, что эти товары лучше других. А ведь реклама стоит куда дороже, чем пиры для чиновников вместе с их путешествиями и дарами. Да и торговать с одним очень богатым покупателем куда удобнее, чем с сотней победнее. К тому же новые покупатели требуют (вот наглость-то!), чтобы их еще и обслуживали  -  компьютеры им починяли, по программам консультации оказывали. Вот тут-то и поняли хозяева фирм, что демократия демократией, а для их бизнеса лучше, если бы тоталитарная страна продолжала жить-поживать по-прежнему, а они  -  тоже по-прежнему  -  наживали бы на ней добро.

 

В России сказка завершилась (покуда) более или менее благополучно. Теперь вопрос о том, поддерживали ли компьютерные гиганты кого-либо из кандидатов в российские президенты, приобретает чисто академический интерес, тем более, что это коммерческая тайна за семью печатями. Но если поддерживали, отгадайте с трех раз кого?

 

Рубен Герр

Версия для печати