Письма в редакцию

 

Здравствуйте, уважаемые Елена Монахова и Игорь Альтшулер, а также вся уважаемая редакция PC Week/RE!

 

Не удержался, решил-таки написать Вам, после того как в одном номере PC Week/RE прочитал аж две (нет, даже три) статьи о пиратах и об авторских правах. Я имею в виду PC Week/RE, № 24/96. На первой полосе свое обращение излагает Борис Нуралиев, а на 59-й странице приведено письмо С. Осипова, почему-то работающего в американской фирме, с Вашим комментарием. Еще Павел Гродек хвастается тем, что "...все-таки загнали в подполье "левый" тираж нашего диска..."

 

В общем, грустно все это. И все это мы уже много раз проходили. И очень жаль, что даже такие крупные производители ПО, как фирма "1С" и ее лидер Борис Нуралиев обращаются не к цивилизованным методам борьбы с пиратством, а к сидящим на Старой площади правителям с просьбами об усилении мер и создании спецподразделений...

 

Попробую пояснить: да, всем ясно, что мелкая программистская фирма или отдельный автор не смогут обеспечить такого уровня обслуживания и поддержки, как Microsoft у себя в Соединенных Штатах Америки. И всем ясно, что пиратство  -  это плохо, это воровство. Но почему же из одних и тех же фактов люди умудряются сделать такие неадекватные выводы?! Почему срабатывает совковый стереотип "не пущать!, поймать! отнять!"?! Неужели нет других способов цивилизованно (а не силовыми приемами и принятием решений на высшем уровне власти) бороться с незаконным тиражированием и распространением программного продукта?

 

Уже по ходу чтения антипиратских статей у меня возникло несколько мыслей (может быть, некоторые из них потянут и на идеи).

 

Первое: из города Уфы, где я живу, особенно хорошо видно, что крупные именитые компании (типа Microsoft, Symantec и т. п.) считают Москву единственным городом России. Лично я с превеликим удовольствием купил бы Windows NT или OS/2 Warp, но я не делаю этого, так как при такой покупке я должен переплатить, и немало, за те услуги, которых я фактически не получаю. Нет у нас в Уфе "горячей линии" технической поддержки зарегистрированных пользователей Windows NT. Нет у нас специалистов, которые в течение гарантийного срока (или как там это называется?) бесплатно приедут ко мне и помогут установить OS/2 на моей технике. Более того: звонок в Москву обычно заканчивается невнятным бормотанием "консультанта" о том, что "...у вас проблемы с железом, ничего такого быть не может, вот у меня нет никаких проблем, и что вы там выдумываете, не может система так работать, читайте документацию..." И что, за такой, с позволения сказать, сервис я должен платить полной мерой и звонкой монетой? Мне как пользователю в настоящий момент нет никакой разницы, приобретен продукт легально или списан с левого "компакта", привезенного с Митинского рынка. И так будет продолжаться до тех пор, пока сервис не станет мне доступен так же, как и жителю Сиэтла.

 

Я готов отстаивать свое право использовать "найденный на дороге" программный продукт в любом суде. Так как при законной покупке этого продукта сразу же начинают нарушаться мои права потребителя, а это совершенно не волнует ни Microsoft, ни других крупных производителей. Тот же Microsoft нашел достаточно денег для того, чтобы выкрасить облаками Эмпайр Стейт Билдинг, но не позаботился о вложениях в инфраструктуру технической поддержки на территории России (кроме, может быть, Москвы) и на подготовку действительно грамотных и компетентных консультантов... А ведь деньги на все это заложены в цене программ от Microsoft, и это те деньги, которые мы вынуждены отдавать за НЕ получаемые нами услуги. Правда, "1С" и Борис Нуралиев в этом отношении составляют приятное и достойное подражания исключение. Консультацию по серии продуктов "1С:Бухгалтерия" можно получить практически везде, в любом городе, и с достаточно высоким качеством.

 

Второе: раз уж даже такие "зубры", как Microsoft, не могут обеспечить нормального уровня обслуживания, почему бы не создать хотя бы в той же Москве (такова уж российская специфика  -  все спускается из Москвы на периферию...) компанию, которая занималась бы технической поддержкой программных продуктов, причем в первую очередь продуктов отечественной разработки? По образу и подобию дистрибуторского центра "Дилайн", но только работать эта компания будет не с материальным товаром, а с программным обеспечением, причем с таким широким спектром, который не под силу ни одной "горячей линии", принадлежащей одной, пусть даже крупной, фирме. И пусть эта компания создает свои отделения, филиалы, франчайзи, пункты и так далее во всех городах России независимо от величины и удаленности города. Пусть эта громадная армия консультантов и специалистов занимается поддержкой сразу нескольких программных продуктов, рекламой, продажей обслуживаемых продуктов (в конце концов!), но только пусть не забывает спрашивать регистрационный номер у каждого обратившегося. Вот тогда покупать программный продукт действительно будет выгодно. Тогда пираты просто вымрут, потому что физически не смогут осуществлять грамотную техническую поддержку. А пиратские продукты (без регистрационного номера) никто обслуживать не будет.

 

На мой взгляд, выведение поддержки легального пользователя на качественно новый уровень углубит могилу для пиратов гораздо быстрее и эффективнее, чем создание спецподразделений МВД. А мелкие фирмы-разработчики и программисты - частные лица получат возможность за небольшую сумму продвигать свой продукт даже под собственной торговой маркой, получая (как бы беря напрокат) всю инфраструктуру дистрибуции, маркетинга и технической поддержки. Автоматически отпадут жалобы на "непомерные затраты на рекламу, документацию и техническую поддержку", так популярные у авторов программных продуктов.

 

Исторический пример: Питер Нортон продал свои "Утилиты" компании Symantec, но я не сомневаюсь, что он получил достойную оплату самого продукта, что он получает некие постоянные дивиденды и что, возможно, он продолжает сам работать в Symantec, получая еще и заработную плату. Также и автор-одиночка, создавший нечто действительно замечательное, может сам работать в одном из отделений консультационной компании, а может продолжать разработку, отдавая компании лишь комиссионные с каждой продажи его программы, но в любом случае он получит возможность продавать свой продукт цивилизованно, а не методом "самиздата".

 

Крупные компании вкладывали бы в это дело несколько больше, но и получали бы больше  -  ведь гораздо легче сертифицировать опытного консультанта, находящегося "на месте", чем везти своего человека в "глубинку", платя ему командировочные, суточные и компенсационные, не так ли? Microsoft могла бы просто ассигновать часть прибыли, которую она получает от продажи своих продуктов в России, на поддержку такой компании, чтобы покупатель точно знал, за что же он платит свои кровные, и не чувствовал себя наедине с красивой фирменной коробкой так же, как он себя чувствует, приобретя пиратский "компакт" с теми же программами (что сейчас и происходит, по крайней мере за пределами Москвы).

 

В самом общем случае не грех было бы и государству финансово поддержать такую компанию, не ограничивая ее самостоятельности (хотя бы введя налоговые льготы). Но это уже из области фантастики (или виртуальной реальности)...

 

Борьба же с пиратством силовыми методами приведет, на мой взгляд, лишь к одному печальному результату  -  полному пренебрежению фирм-производителей к пользователю и покупателю их программ, к монополизму. Сами посудите: раз программу нельзя получить иначе, чем купить, зачем заниматься техподдержкой, развитием разработки, зачем содержать штат консультантов и инженеров, ответственных за контакты с пользователями? К чему все это, если драконовскими мерами обязать покупать продукт? Так как все производители ПО будут в одинаковых условиях, то конкурировать за покупателя они будут всякими способами, исключая лишь конкуренцию услуг. И это мы тоже уже проходили на примере советской промышленности, выпускавшей горы некрасивой обуви и километры невкусных макарон...

 

Пираты необходимы, как необходимо темное время суток. Не могу поверить, что такой умный человек, как Борис Нуралиев, не понимает этого и заигрывает с властью, которой, по большому счету, глубоко безразличны проблемы рынка программного обеспечения. Не могу поверить  -  но вижу его "Обращение фирмы "1С" к Президенту и Правительству России...", а это уже факт, опубликованный факт... Это относится и к производителям компьютерных игр, посмотрите, вокруг серии игр "Wing Commander" создана целая индустрия, с выпуском плакатов, маек, портретов персонажей, моделей космических кораблей и так далее и тому подобное. А наши (российские) авторы и фирмы-производители тратят свою бесценную творческую энергию на попытки воздействовать на власти, чтобы те уже воздействовали на пиратов, а также на "загон в подполье левых тиражей..." Как говорится, их бы (авторов и производителей) энергию, да в мирных целях...

 

Третье: возможности сети Internet в настоящее время позволяют предоставлять оперативную поддержку всем и везде, где бы ни находился пользователь. Вот только построено все по принципу freeware-shareware, то есть действительно нужных и полезных дополнений, upgrades и т. д. ни на одном WWW-сервере не найдешь. Тем не менее на тех же серверах есть странички, на которых можно что-то купить по кредитной карточке. Ну ведь очевидно, что точно так же можно запрашивать регистрационный номер продукта у обратившегося по Internet и предоставлять ему поддержку только в случае обнаружения легализованного регистрационного номера в базе данных фирмы - производителя ПО! Технически это делается очень просто, даже проще, чем обработка номеров кредитных карточек. А с другой стороны  -  раз уж есть такой механизм, как WWW-торговля по кредитным карточкам, то ничто и никто не мешает применить его к регистрационным номерам пользователей программных продуктов. Может быть, мне продать эту идею Microsoft или IBM (с Вашей помощью и Вашими комиссионными)? Шутка...

 

С надеждой на лучшее, искренне Ваш, постоянный читатель PC Week/RE

 

Юрий Левдик

 

450005, Россия, г.Уфа-5, а/я 237.

 

E-Mail: gvl@rmc.bashkiria.su

 

FIDO: 2:5011/1.0.

Версия для печати