Мир геоинформационных систем тоже подвержен неожиданным переменам. Испытывают финансовые проблемы, переходят из рук в руки и предаются забвению известные в свое время компании. Конечно, если сравнивать с покупкой Lotus или отставкой основателя Apple, - это легкая зыбь на фоне шторма. Но для рынка ГИС (а это 1% и даже больше мирового оборота программного обеспечения - $563 000 000) приобретение компании, державшей 5% оборота и занимавшей 4 место, по данным фирмы Daratech, одним из лидеров геоинформатики явилось настоящим потрясением. Что в свою очередь не могло не вызвать волну слухов и гипотез.
Содержание этой непродолжительной и бурной детективной истории вкратце таково. Фирма Strategic Mapping (SMI) - разработчик пакета Atlas GIS (между прочим, он используется большинством из 500 крупнейших фирм Америки) и один из главных поставщиков данных для "деловой картографии", по слухам, испытывала некоторые трудности в последний год. Это случается иногда с компьютерными фирмами: в своё время через это прошли и Intergraph, и Siemens Nixdorf. Решение проблем было найдено в продаже SMI в середине мая фирме Claritas - крупнейшему поставщику геоданных не только на американском, но и на европейском рынках. При этом бизнес SMI, связанный с данными, Claritas оставила себе, а ГИС-пакетом заинтересовался конкурент - ESRI (Environmental Systems Research Institute - разработчик продуктов линии ARC/ INFO), который и приобрел все права на Atlas GIS спустя несколько недель.
ESRI таким образом (по данным той же Daratech за 1995 г.) прибавил к своим 28,9% еще 5,1% общего рынка программного обеспечения ГИС, став временно недосягаемым для основного конкурента Intergraph. На рынке ГИС для ПК, наиболее прогрессивно развивающемся сегодня, картина еще более драматична: 18,5% (ESRI) + 16,2% (SMI) = 34,7% - далеко за спиной компания Mapinfo (21,4%), бессменный лидер последних лет. Вы, конечно, понимаете, что этот математический расчёт притянут за уши. Сумма продуктов не даёт суммы доходов или суммы долей рынка. Вопрос в том, что же она даёт?
Очень может быть, что последствия этой сделки отразятся на многих пользователях (не только американских) и, несомненно, на всех продавцах и разработчиках.
Между тем, ничто не предвещало подобного развития событий. Регулярно выходили upgrade Atlas GIS (текущая версия 3.03 появилась в апреле), вовсю муссировались слухи о новой 32-разрядной версии. Только что появились два расширения (так называемые Atlas Apps): для использования растровых изображений в качестве подложки векторных карт и для создания столбчатых и круговых картодиаграмм при построении тематических карт. И вдруг судьба одного из столпов американской геоинформатики оказалась под вопросом.
Пока какие-то прогнозы делать рано. Также вряд ли стоит предавать широкой огласке многочисленные слухи, которыми полон Internet по этому поводу. В соответствии с соглашением, подписанным ESRI, новый владелец обещает поддерживать Atlas GIS и его текущих пользователей как минимум 3 года. Замечу, что ESRI имеет и свой пакет, весьма успешно продаваемый на рынке ГИС для бизнеса, - ArcView ($1700), третья версия которого поступит в продажу буквально на днях.
Strategic Mapping в своё время опоздала с проникновением в Россию - это надо было делать в 1992 - 1993 г. Лаборатория "Пирамида" стала серьезно продвигать Atlas GIS только с конца прошлого лета. Поэтому общественное мнение (я разговаривал как с представителями фирм, кровно заинтересованных в исчезновении конкурента, так и с независимыми специалистами) склоняется к тому, что произошедшая сделка не окажет значительного влияния на наш рынок. Позволю себе с этим не согласиться.
Очевидно то, что Atlas GIS на данный момент в России является лидером по соотношению цена/производительность среди пакетов своего класса, одним из самых простых и логичных пакетов и, к сожалению, одним из самых неизвестных. Появление новых модулей практически свело на нет его отставание от конкурентов, если таковое вообще имело место. Лаборатория "Пирамида" планирует продавать русскую, только что локализованную версию по беспрецедентной цене - $400. В сегодняшнем своём состоянии Atlas GIS решает большинство задач так называемого бизнес-класса - мониторинг рынка недвижимости, определение мест размещения банковских отделений или торговых точек, анализ динамики спроса на территории, а также позволяет сопровождать столь актуальные сегодня социологические и политические исследования. Что и было подтверждено успешным использованием пакета во время послевыборной ночи 16 июня в Москве.
Если все же судьба Atlas GIS предрешена, то следствием явится либо "вымывание дешевого ассортимента", что позволит диктовать цены остальным компаниям (заметьте, в последний год ни одна новая версия персональной ГИС не предлагалась дешевле предшествующей, что было характерно для развития бизнес-ГИС еще год-два назад, а MapInfo и GeoGraph подорожали), или появление новых дешёвых, возможно, отечественных пакетов. Потребность в ГИС для бизнеса у нас еще не сформировалась, как не сформировалось и предложение. Самое время заявить о себе отечественным умельцам!
Александр Антонов
Новый владелец Atlas GIS - ESRI - обещает поддерживать пакет и его текущих пользователей как минимум три года