Идея сопоставления музыки и зрительных цветовых ассоциаций, по-видимому, появилась в то же время, что и сама музыка. И не будет преувеличением сказать, что ряд связанных с музыкой искусств, в том числе и сценических, в той или иной степени базируются на этой идее, трансформируя ее в соответствии с присущими им условностями. Однако, не заглядывая в глубь веков, отметим, что еще в начале нашего столетия оформился ряд "чистых" (не трансформированных жанровыми особенностями) концепций цветомузыки.

 

Одна из этих концепций получила свое воплощение в "Прометее" Скрябина. В качестве другого, менее известного примера, можно упомянуть систему, предложенную Николаем Баженовым ("Синестезический метод изучения аккордов". См. "Листки курсов ритмической гимнастики", СПб. 1913. № 2. С. 25 - 32). Уже на этих примерах можно видеть два принципиально различных подхода к цветомузыке: в первом случае ("Прометей")  -  мы имеем дело с "авторской цветомузыкой", когда автор  произведения задает (в партитуре) соответствие между музыкой и цветом. Во втором случае нам предлагается более или менее универсальная система соответствий между музыкой и цветом/формой. При этом под "универсальной системой" понимается прежде всего то, что эта система предназначена для любого музыкального произведения, не являясь оригинальной частью какого-либо одного конкретного (как в случае с "Прометеем").

 

В принципе из этих подходов следует идея некоего абстрактного цветомузыкального инструмента. В первом случае необходимо своеобразное цветомузыкальное пианино, управляемое исполнителем, во втором  -  возможен цветомузыкальный автомат. Однако технические возможности тех лет были явно недостаточны для изготовления таких инструментов.

 

Бурное развитие электроники последующих десятилетий изменило ситуацию: появились разнообразные цветомузыкальные конструкции. К сожалению, многие из них оказались слишком примитивны, по существу их прототипом является автоматическая ёлочная гирлянда, т. е. ряд разноцветных лампочек, мигающих в такт звучащей музыке. Однако вне зависимости от технических решений и декораций (лампочка или лазер, архитектурный ансамбль, фонтан, водопад, киноэкран или небо) для всех цветомузыкальных автоматов важнейшим остается вопрос об алгоритме их работы, точнее, о правилах, устанавливающих соответствие между музыкой и цветом/ формой.

 

Как мы уже отметили, одну из возможных систем подобных соответствий предлагает Баженов. Это довольно жёсткая система, основанная на таблицах, в которых каждому "музыкальному атому" соответствует определённый цвет и форма (параллелограмм,  искорка  и т. д.).

 

Однако так ли уж бесспорно, что, например, ноте "ми" соответствует цвет "красной киновари" (ведь говорят, что в искусстве нет ничего бесспорного)? Что касается возможных в соответствии с таблицей Баженова форм, то не слишком ли они однообразны? Кстати, из таблиц в тексте упомянутой статьи Баженова приводится лишь одна, напоминающая секторную диаграмму, остальные описываются, описывается также некий инструмент, совмещающий эти таблицы, чем-то напоминающий знаменитое колесо Луллия (средневековую "логическую машину", основанную на генерации и перечислении случайных сочетаний конечного множества "элементарных понятий"). Подобно тому, как Раймонд Луллий хотел перечислить все истины мироздания, получая различные сочетания секторов при вращении своих колес, так и Баженов хочет навести мосты между музыкой и цветом, перечисляя сочетания секторов своих таблиц.

 

Можно с большой вероятностью предположить, что в последующие десятилетия многие конструкторы цветомузыкальных автоматов не были знакомы с системой Баженова, однако в общих чертах их подход зачастую напоминал подход Баженова, выявляя принципиальные ограничения такого подхода,  который можно назвать детерминированным. К его наиболее существенным недостаткам можно отнести произвольно навязанные зрителю ассоциации; невозможность восприятия синхронизированных изобразительного и музыкального рядов из-за психофизиологической разницы в восприятии звука и изображения: слишком частая смена цветов воспринимается как неприятное мелькание.

 

Противоположным детерминированному был бы чисто "случайный" статистический подход. Очевидно, однако, что в буквальном воплощении какая бы то ни было связь музыки и цвета при таком подходе исчезнет, музыка будет сама по себе, а хаотичная смена красок и форм сама по себе. Интересные решения, по-видимому, находятся где-то посредине: с одной стороны, зрителю-слушателю не навязывается жёсткая, раздражающая его цепь ассоциаций, с другой  -  сохраняется явная зависимость между звуком и изображением. (Вечный вопрос искусства  -  "случайность versus детерминизм"!)

 

Дополнительную привлекательность, по-видимому, будут представлять решения, при которых зритель сам сможет подстраивать цветомузыкальную систему, добиваясь наибольшего соответствия своему восприятию.

 

Для проверки приведённых здесь соображений один из авторов статьи разработал экспериментальную цветомузыкальную систему "Прометей" (название дано в память "Прометея" Скрябина). Технически система реализована в виде программы на компьютере "Макинтош" и не требует какого-либо нестандартного оборудования: "Прометей" работает на "Макинтоше" с цветным дисплеем под управлением системы 7.0 или более поздней. Звуковой сигнал должен поступать на аудиовход компьютера (в простейшем случае  источником сигнала является микрофон). Программа осуществляет преобразования аудиообразов в видеообразы, причем эти преобразования основаны на точных измерениях и вычислениях, однако этой информации оказывается недостаточно, нужны ещё данные о субъективном восприятии, ввод которых осуществляется пользователем при настройке системы, заключающейся в выборе режимов в диалоговом окне. Понравившийся режим можно сохранить.

 

В ходе первых же экспериментов с этой программой мы увидели, что режим, показавшийся оптимальным для одного музыкального произведения, часто не подходит для другого. Главную роль играет множество субъективных факторов, часть из них, видимо, зависит от индивидуальных особенностей слушателя-зрителя и мало меняется от раза к разу при прослушивании одного и того же произведения. В то же время очень многое зависит и от сиюминутного настроения в момент прослушивания: режим, показавшийся вчера отличным, сегодня кажется совершенно неудовлетворительным для той же самой музыки. Тут, видимо, можно провести аналогию с регуляторами громкости на аудиоусилителе: вчера  -  хотелось негромкой музыки, сегодня  -  захотелось сделать погромче. Однако аналогия на этом кончается, регуляторов видеоряда в цветомузыкальной системе должно быть  значительно больше, чем регуляторов для аудиоряда в аудиосистеме. И пользоваться ими приходится значительно разнообразнее (речь, конечно, идет только о процессе прослушивания "для удовольствия", а не о работах в студии звукозаписи).

 

"Прометей" распространяется на условиях shareware. Любой желающий, у кого есть "Макинтош", может выгрузить демо-версию из общедоступных ftp-архивов. Например, по адресу: ftp://mirrors.aol.com/pub/mac/sound/soundutil/prometheus.sit.hqx. Отметим, что этот архив, как и многие другие, имеет множество разбросанных по всему миру ftp-зеркал, с которыми иногда установить связь проще, чем с "головной организацией". Кроме того, американская фирма Pacific HiTech недавно выпустила большим тиражом очередной CD-ROM диск Info-Mac VII CD из серии "Лучшие в Интернет" с коллекцией shareware программ, куда также был включен и "Прометей". Таким образом, при желании увидеть эту программу нетрудно: демо-версия даёт полное представление о работе программы, одно из  немногих отличий  -  это сокращённая до 2 - 3 мин продолжительность работы демо-версии без перезагрузки (зарегистрированная копия способна работать неограниченное время). Освоить программу  -  дело нескольких минут: в программе организована стандартная для "Макинтоша" система подсказок  -  Balloon Help. Тексты написаны на английском, однако существует и русская версия программы, обеспечивающая вывод русских текстов даже при отсутствии в операционной системе русских шрифтов.

 

Увы, реализация "Прометея" на IBM PC еще не проведена, хотя у авторов есть намерения это сделать. Тут прежде всего чисто технические проблемы: "Макинтош" в плане мультимедиа предоставляет гораздо больше возможностей, чем платформа IBM PC (имеются в виду не какие-либо принципиальные недостатки, а реальные проблемы обеспечения совместимости "Прометея" с различными конфигурациями поддержки мультимедиа, возможными для этой платформы).

 

Итак, представьте себе у’гольно-черный экран. Первые звуки музыки не вызывают видимых изменений. Но понемногу, линия за линией на экране начинает складываться прихотливый узор, каждый элемент которого меняет свой цвет синхронно с музыкой. Если попробовать найти образные сравнения, можно представить следующую картину: индийский факир, перед ним в пыли бесформенной грудой застыл мешок. Факир начинает играть на флейте, и неторопливо, мерно покачиваясь в такт музыке, из мешка появляется кобра. Или другая картина: ночь, догорающий костер, потянул  ветерок, головни, подернутые пеплом, вдруг разгораются, как бы изнутри проходя через целую гамму всевозможных оттенков, над ними взвиваются язычки голубоватого пламени. Стих ветер, и угли снова подернулись пеплом, медленно остывают, потрескивая...

 

Похожие ассоциации возникают при работе с "Прометеем". Безусловно, такое описание крайне субъективно, у других людей, возможно, возникнут другие ассоциации. Хотя, если судить по полученным авторами откликам на программу, у разных людей в самых разных точках Земли (США, Австралия, Япония, Германия) возникают близкие впечатления! Видимо, цветомузыка такое же интернациональное или, если хотите, наднациональное явление, как и обычная музыка, как созерцание огня. Странно, что при этом идеей компьютерной цветомузыки, похоже, никто до сих пор не занимался. Ни переписка с экспертами-референтами, ни длительные поиски в Интернет не дали никакого результата: ничего подобного "Прометею" нам пока что найти не удалось. Может, кто из читателей подскажет?

 

Михаил Трофимов,

 

Мария Трофимова

Версия для печати