Современные крупные программные комплексы в силу своей сложности подчас вызывают совершенно неожиданные эффекты на компьютерах пользователей. Ярким примером может служить относительно новая операционная система Windows 95. Можно с уверенностью сказать, что именно в нашей стране эта ОС вызвала к жизни одно явление, которое со всей наглядностью показывает, насколько внимательными должны быть разработчики сложных программных систем.

 

Этот эффект  -  назовем его эффектом Нортона, наблюдали, наблюдают и ещё достаточно долго будут наблюдать десятки тысяч пользователей, впервые устанавливающих Windows 95 на свой компьютер. В силу удивительной популярности программной оболочки Norton Commander (NC), установленной, по-видимому, практически на каждой российской персоналке, этот эффект с максимальной силой проявляется именно в нашей стране. В США обычно используют другие надстройки над DOS: типа XTree или встроенную в MS DOS готовую shell-оболочку, а чаще всего просто сразу запускают Windows. У нас же на каждом ПК в конце файла загрузки autoexec.bat как правило стоит вызов NC, и именно это обстоятельство приводит к неожиданным последствиям.

 

Как только в прошлом году я получил по подписке коммерческую версию Windows 95, то сразу же стал с нетерпением её устанавливать, забросив все остальные дела. Всё шло отлично. Определилась музыкальная плата, которую я так и не смог оживить ни в Windows 3.11, ни в Windows NT 3.5, затем модем, через некоторое время программа инсталляции сказала что-то типа "после перезагрузки вы сможете работать в Windows 95", и я приник к экрану, предвкушая долгожданный миг. Но не тут-то было. Компьютер жалобно пискнул, и на экране после заставки Windows 95 возникло старое меню выбора стартовой конфигурации MS DOS 6.2. Я выбрал первую попавшуюся строчку, и на экране радостно заголубели панельки Нортона. "Позвольте, но где же Windows 95?!"  -  с удивлением подумал я. На команду VER система отреагировала ответом "Windows 95", но самой графической оболочкой пока "и не пахло". Некоторое время я с помощью Нортона поковырялся в недрах свежеустановленной ОС, исследуя, что же новенького появилось на винчестере (а новенького, надо сказать, появилось довольно много, причем старый Norton Commander воспринимал эти нововведения не очень доброжелательно), и, наконец,  решил выйти из оболочки и ручками набрать WIN. Жму на клавишу F10, затем Enter  -  и  о чудо! Windows 95 наконец стартует сама!

 

По прошествии года работы с этой системой проблемы, конечно, теперь кажутся очевидными  -  autoexec.bat по-прежнему исполняется Windows 95 перед своей непосредственной загрузкой, и вызов Norton Commander как бы притормаживает ее запуск. Однако чисто психологически подобный "эффект Нортона" производит несколько шокирующее впечатление, и наверняка еще большое число отечественных пользователей, впервые устанавливающих новую ОС, будут с изумлением взирать на синий текстовый экран после завершения инсталляции Windows 95. (Windows NT, между прочим, не позволяет себе подобных "шуточек", как и подобает нормальной операционной системе.)

 

Интересно еще, что работа с NC, загруженным перед запуском графической оболочки Windows 95, существенно отличается от его функционирования при непосредственном вызове из самой Windows 95. Если в первом случае никаких принципиальных отличий от работы в MS DOS 6.x не замечается, то во втором становится заметной, в частности, специфичная для новой ОС буферизация, когда копирование мегабайтного файла на дискетку происходит за доли секунды (в буфер), а затем уже начинается физическая запись на дискету, при этом процент скопированной информации может быть равен 100%, но, тем не менее, приходится ждать довольно продолжительное время до завершения процесса реального копирования. Также сохранение текстовых файлов (по F2) в встроенном редакторе обычно сразу не вызывает записи на жёсткий диск, а совершается в памяти.

 

Это, конечно, не принципиальные вещи, но у неподготовленного пользователя они могут вызвать довольно серьёзные затруднения. Эффект Нортона в России, наверное, наиболее наглядно показывает, с какими совершенно неожиданными проблемами, специфичными для российского менталитета, могут столкнуться как отечественные, так и зарубежные разработчики и поставщики сложных систем и крупномасштабных проектов.

 

Сергей Бобровский

Версия для печати