ПРОЕКТЫ

 

Пришли как-то в агентство "СЕНДИ" гастроэнтерологи и упросили показать возможности чудо-сети. Слово ключевое назвали  -  "saliva" (слюна). Через минуту получили ссылку на некий журнал со статьей "Выделение слюны при виде чужих денег". Вот тебе и чудо!

 

НАЧАЛО

 

В 1992 году два программиста из лаборатории, которой руководила А. Шарова, ушли работать в банк, и она поняла, что нужно "шевелиться", чтобы сохранить людей. Руководство ИПФ РАН пошло навстречу, в результате было создано научно-информационное агентство "СЕНДИ". "Вначале,  -  вспоминает Шарова,  -   был страх: смогу ли прокормить хотя бы бухгалтера? Сегодня я уже не боюсь. Мы  -  в числе трёх крупнейших провайдеров региона, а объём чисто региональной (и многим нужной!) информации таков, что и десяти фирмам не под силу этот рынок обслужить".

Логотип "СЕНДИ" - чайка

с головой совы

 

Агентство изначально было ориентировано на работу с организациями из сферы науки и образования. Это очень активные, "прожорливые" и требовательные абоненты, которые заявляли: "Мы хотим считать на суперкомпьютере во Франции... Нам нужно переправить статьи с графикой в Штаты". Получив немецкий грант на организацию регионального центра Интернет, "СЕНДИ" сумело толково распорядиться сравнительно небольшими средствами. ИПФ, кстати, сегодня тоже не в убытке от наличия собственного провайдера. По коммерческим ценам институту пришлось бы (трафик огромный!) ежемесячно выкладывать за информацию по 7 - 8 тыс. долл. Таких возможностей нет, потому информационные обмены сократились бы на порядок, а это  -  фактор выживания.

 

АБОНЕНТЫ

 

У "СЕНДИ" всего 130 абонентов, но среди них такие, как Арзамас-16, Нижегородский технический университет и другие, имеющие развитые локальные сети. В самом ИПФ РАН  -  более 100 IP-адресов. Клиенты уже не ограничиваются бесплатным сервисом, запрашивают научную и патентную (пусть платную, но полную и достоверную) информацию из полнотекстовых баз данных системы STN в Америке, Японии, Германии. Пока среди пользователей превалируют технари, они точно знают, что им нужно, и пользуются в основном FTP, пренебрегая красотами мультимедиа. Но уже проявляют живой интерес к Интернет местные социологи, потихоньку "раскачиваются" медики и лингвисты. Поэтому организуется абонентская служба: клиентов надо "пестовать", как детей, учить, до мелочей отрабатывать сервис.

 

ИПФ РАН участвует в создании национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы (оптоволоконный ствол-позвоночник, протянутый через город, позволит научным и учебным центрам получить высокопроизводительный доступ в Интернет). В рамках проекта Миннауки "Создание национальных телекоммуникационных опорных точек" город получит "выход в мир". "Сенди" играет не последнюю роль в реализации этих проектов, ведь ведущие сотрудники агентства являются еще и сотрудниками ИПФ.

 

А. Шарова: Деньги по проектам запаздывают, но это не страшно. Если бы мы получили их 2 января, то истратили их не так грамотно, как 2 июня. Система развивается быстро, мы с каждым днем "умнеем" прямо на глазах, потому задержки с финансированием я пока воспринимаю как благо. Три основных нижегородских провайдера (мы, КИС, ИНФОРИС) охватывают сегодня не более 10% заинтересованных организаций. Мы вынуждены отказывать многим "частникам" (кроме разве что ведущих ученых), желающим стать нашими абонентами, ибо загрузка каналов связи днем составляет 95%. Зато, пользуясь бесплатным каналом на Москву, агентство продолжает активно поддерживать медицинские организации, науку и образование (кто ж их ещё поддержит?!). Многие из них даже при символических тарифах (10 долл. в месяц!) имеют задолженность 5 - 6 месяцев. Коммерческий провайдер давно отключил бы их, а мы ждем, это  -  наш рынок.

 

СОТРУДНИКИ

 

В агентстве работает 20 человек (средний возраст  -  26 лет), половина занимается сетями, почтой, Интернетом, базами данных, остальные  -  информационными проектами. Критерии, по которым отбирают сотрудников,  -  широта кругозора, общительность, коммуникабельность (не дай Бог в коллективе завести свою бабу-ягу). Каждый ведущий специалист имеет дублера и готовит его  -  на всякий случай. А приходят люди по-разному, так, аспирант-филолог местного университета Алексей Гришин проходил годичную стажировку в Америке и, "путешествуя" по Интернету, набрел на родной, нижегородский сервер. Завязалась переписка, в первый же день после возвращения в Нижний Новгород Алексей пришел в "СЕНДИ". Теперь ведет страницу ссылок, подготовил понравившуюся американцам страничку "Путеводитель по городу", разрабатывает страничку по американской литературе.

 

Работы многочисленных друзей агентства украшают WWW-сервер SANDY (http://www.scin.nov.ru). Так, переводчик В. Филиппов подготовил перевод "Путеводителя по Вселенной для путешествующих автостопом" Д. Адамса. Вышел в электронном виде альманах "Дирижабль" Е. Стрелкова, и сразу на многих серверах появились на него ссылки. "Мы,  -  рассказывает Александра Шарова,  -  нередко уговариваем гуманитариев придти к нам и делаем за них всю техническую работу, потому что гуманитарная сфера  -  лицо города, а значит, и наше лицо".

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

WWW-серверы уже не являются прерогативой только иностранных и столичных компаний. Появились на сервере "СЕНДИ" электронные версии местных газет "Дело", "Биржа плюс авто", "Биржа плюс карьера", региональный выпуск газеты "Аргументы и факты". Реализуется совместно с Фондом занятости проект электронной биржи труда. Для главной библиотеки области специалисты агентства разработали интересную Интернет-оболочку, двуязычную оперативную поисковую систему. Имеет успех (особенно у иностранцев) электронный вариант каталога редких и ценных изданий библиотеки с иллюстрациями из изданий Ивана Федорова и других раритетов. Обращаются с  просьбами и фирмы  -  помочь средствами Интернета создать региональную информационную систему (например, электронный магазин лекарств, отслеживающий ситуацию в аптеках города).

 

Директор "СЕНДИ" не хочет делать сервер "информационным кладбищем" и считает, что не менее 50% информации должно быть оперативно обновляемой. Очень важно грамотно спроектировать систему, чтобы обновление выполнялось теми, кто информацию готовит. По этой схеме уже идет работа с еженедельником "Пульс": редакция передает информацию по электронной почте, она автоматически загружается в Web, "расшивается" на телеконференции и уходит по подписке  -  никаких задержек.

 

ПРОИЗВОДСТВО

 

Лет 10 назад в Москве А. Шарова попала на конференцию, где один американец рассказывал, как организовать контроль над производством. Советские программисты смотрели на него с недоумением: нам-то это зачем? Многое сейчас приходится открывать заново. Вводятся оперативки, система учета, трёхмесячное планирование с еженедельной коррекцией. К чисто человеческим отношениям (доброжелательность  -  фирменный стиль) добавляется "второй слой"  -  функциональный. Не забывая о человеке как личности, директор "СЕНДИ" пытается выстроить четкий производственный организм (вплоть до группы технического контроля).

 

Происходит сближение Интернета с чисто книжными технологиями. Хорошие Web-серверы (в том числе и российские) быстро мигрируют от многоцветных красочных заставок к системе, где дизайн подчинен продуманной структуре подачи информации. Сервер не должен вести себя подобно эстрадной звезде  -  вспыхнуть и быстро погаснуть. Производство информации расширяется, а значит, как это ни печально для бывших и нынешних научных работников, приходится всё больше заниматься финансовой политикой, выходом на уровень технологий.

 

ПОЗИЦИЯ

 

В 1990 году, когда начиналась работа с электронной почтой, обеспечение связи было самоцелью. "Поворотной для меня лично,  -  считает А. Шарова,  -  стала книга Г. Громова "Национальные информационные ресурсы", я взглянула на мир другими глазами." Предприятия строили сети (мода!), даже не попытавшись проанализировать свои информационные потребности. Сейчас мода на Интернет, а Интернет  -  не только замечательная игрушка, новый способ самовыражения и общения, но и производственный инструмент. Вступивший, к тому же, в нудную и долговременную стадию технологических доработок.

 

А. Шарова: В заведомо бесприбыльных проектах у меня есть свой "шкурный" интерес. Информация должна перешагнуть некий порог по объему и качеству, лишь после этого можно будет провести границу между платным и бесплатным сервисом. Пока мы  -  провайдеры, как вороны, тянем к себе все блестящее, но скоро серверы начнут обретать "лица". И тогда, помимо качественных услуг связи, мы сможем предъявить качественную технологию работы с разнопрофильной информацией. Технологию, которая завтра будет жизненно необходима.

 

ИГОРЬ АЛЬТШУЛЕР

 

Ходят слухи, что российская наука умирает. Александра Шарова, директор научно-информационного агентства "СЕНДИ" (SANDY  -  Scientific Area Network DatawaY) и заведующая лабораторией вычислительной техники Института прикладной физики (ИПФ) РАН, с этим  не согласна. Наука наша жива и остро нуждается  в связях с мировой наукой. Может быть, поэтому на логотипе "СЕНДИ"  -  чайка с головой совы (поумнела, но желания летать не потеряла)

Версия для печати