ПРОЕКТЫ
Пришли как-то в агентство "СЕНДИ" гастроэнтерологи и упросили показать возможности чудо-сети. Слово ключевое назвали - "saliva" (слюна). Через минуту получили ссылку на некий журнал со статьей "Выделение слюны при виде чужих денег". Вот тебе и чудо!
НАЧАЛО
В 1992 году два программиста из лаборатории, которой руководила А. Шарова, ушли работать в банк, и она поняла, что нужно "шевелиться", чтобы сохранить людей. Руководство ИПФ РАН пошло навстречу, в результате было создано научно-информационное агентство "СЕНДИ". "Вначале, - вспоминает Шарова, - был страх: смогу ли прокормить хотя бы бухгалтера? Сегодня я уже не боюсь. Мы - в числе трёх крупнейших провайдеров региона, а объём чисто региональной (и многим нужной!) информации таков, что и десяти фирмам не под силу этот рынок обслужить".
Логотип "СЕНДИ" - чайка
с головой совы
Агентство изначально было ориентировано на работу с организациями из сферы науки и образования. Это очень активные, "прожорливые" и требовательные абоненты, которые заявляли: "Мы хотим считать на суперкомпьютере во Франции... Нам нужно переправить статьи с графикой в Штаты". Получив немецкий грант на организацию регионального центра Интернет, "СЕНДИ" сумело толково распорядиться сравнительно небольшими средствами. ИПФ, кстати, сегодня тоже не в убытке от наличия собственного провайдера. По коммерческим ценам институту пришлось бы (трафик огромный!) ежемесячно выкладывать за информацию по 7 - 8 тыс. долл. Таких возможностей нет, потому информационные обмены сократились бы на порядок, а это - фактор выживания.
АБОНЕНТЫ
У "СЕНДИ" всего 130 абонентов, но среди них такие, как Арзамас-16, Нижегородский технический университет и другие, имеющие развитые локальные сети. В самом ИПФ РАН - более 100 IP-адресов. Клиенты уже не ограничиваются бесплатным сервисом, запрашивают научную и патентную (пусть платную, но полную и достоверную) информацию из полнотекстовых баз данных системы STN в Америке, Японии, Германии. Пока среди пользователей превалируют технари, они точно знают, что им нужно, и пользуются в основном FTP, пренебрегая красотами мультимедиа. Но уже проявляют живой интерес к Интернет местные социологи, потихоньку "раскачиваются" медики и лингвисты. Поэтому организуется абонентская служба: клиентов надо "пестовать", как детей, учить, до мелочей отрабатывать сервис.
ИПФ РАН участвует в создании национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы (оптоволоконный ствол-позвоночник, протянутый через город, позволит научным и учебным центрам получить высокопроизводительный доступ в Интернет). В рамках проекта Миннауки "Создание национальных телекоммуникационных опорных точек" город получит "выход в мир". "Сенди" играет не последнюю роль в реализации этих проектов, ведь ведущие сотрудники агентства являются еще и сотрудниками ИПФ.
А. Шарова: Деньги по проектам запаздывают, но это не страшно. Если бы мы получили их 2 января, то истратили их не так грамотно, как 2 июня. Система развивается быстро, мы с каждым днем "умнеем" прямо на глазах, потому задержки с финансированием я пока воспринимаю как благо. Три основных нижегородских провайдера (мы, КИС, ИНФОРИС) охватывают сегодня не более 10% заинтересованных организаций. Мы вынуждены отказывать многим "частникам" (кроме разве что ведущих ученых), желающим стать нашими абонентами, ибо загрузка каналов связи днем составляет 95%. Зато, пользуясь бесплатным каналом на Москву, агентство продолжает активно поддерживать медицинские организации, науку и образование (кто ж их ещё поддержит?!). Многие из них даже при символических тарифах (10 долл. в месяц!) имеют задолженность 5 - 6 месяцев. Коммерческий провайдер давно отключил бы их, а мы ждем, это - наш рынок.
СОТРУДНИКИ
В агентстве работает 20 человек (средний возраст - 26 лет), половина занимается сетями, почтой, Интернетом, базами данных, остальные - информационными проектами. Критерии, по которым отбирают сотрудников, - широта кругозора, общительность, коммуникабельность (не дай Бог в коллективе завести свою бабу-ягу). Каждый ведущий специалист имеет дублера и готовит его - на всякий случай. А приходят люди по-разному, так, аспирант-филолог местного университета Алексей Гришин проходил годичную стажировку в Америке и, "путешествуя" по Интернету, набрел на родной, нижегородский сервер. Завязалась переписка, в первый же день после возвращения в Нижний Новгород Алексей пришел в "СЕНДИ". Теперь ведет страницу ссылок, подготовил понравившуюся американцам страничку "Путеводитель по городу", разрабатывает страничку по американской литературе.
Работы многочисленных друзей агентства украшают WWW-сервер SANDY (http://www.scin.nov.ru). Так, переводчик В. Филиппов подготовил перевод "Путеводителя по Вселенной для путешествующих автостопом" Д. Адамса. Вышел в электронном виде альманах "Дирижабль" Е. Стрелкова, и сразу на многих серверах появились на него ссылки. "Мы, - рассказывает Александра Шарова, - нередко уговариваем гуманитариев придти к нам и делаем за них всю техническую работу, потому что гуманитарная сфера - лицо города, а значит, и наше лицо".
РЕЗУЛЬТАТЫ
WWW-серверы уже не являются прерогативой только иностранных и столичных компаний. Появились на сервере "СЕНДИ" электронные версии местных газет "Дело", "Биржа плюс авто", "Биржа плюс карьера", региональный выпуск газеты "Аргументы и факты". Реализуется совместно с Фондом занятости проект электронной биржи труда. Для главной библиотеки области специалисты агентства разработали интересную Интернет-оболочку, двуязычную оперативную поисковую систему. Имеет успех (особенно у иностранцев) электронный вариант каталога редких и ценных изданий библиотеки с иллюстрациями из изданий Ивана Федорова и других раритетов. Обращаются с просьбами и фирмы - помочь средствами Интернета создать региональную информационную систему (например, электронный магазин лекарств, отслеживающий ситуацию в аптеках города).
Директор "СЕНДИ" не хочет делать сервер "информационным кладбищем" и считает, что не менее 50% информации должно быть оперативно обновляемой. Очень важно грамотно спроектировать систему, чтобы обновление выполнялось теми, кто информацию готовит. По этой схеме уже идет работа с еженедельником "Пульс": редакция передает информацию по электронной почте, она автоматически загружается в Web, "расшивается" на телеконференции и уходит по подписке - никаких задержек.
ПРОИЗВОДСТВО
Лет 10 назад в Москве А. Шарова попала на конференцию, где один американец рассказывал, как организовать контроль над производством. Советские программисты смотрели на него с недоумением: нам-то это зачем? Многое сейчас приходится открывать заново. Вводятся оперативки, система учета, трёхмесячное планирование с еженедельной коррекцией. К чисто человеческим отношениям (доброжелательность - фирменный стиль) добавляется "второй слой" - функциональный. Не забывая о человеке как личности, директор "СЕНДИ" пытается выстроить четкий производственный организм (вплоть до группы технического контроля).
Происходит сближение Интернета с чисто книжными технологиями. Хорошие Web-серверы (в том числе и российские) быстро мигрируют от многоцветных красочных заставок к системе, где дизайн подчинен продуманной структуре подачи информации. Сервер не должен вести себя подобно эстрадной звезде - вспыхнуть и быстро погаснуть. Производство информации расширяется, а значит, как это ни печально для бывших и нынешних научных работников, приходится всё больше заниматься финансовой политикой, выходом на уровень технологий.
ПОЗИЦИЯ
В 1990 году, когда начиналась работа с электронной почтой, обеспечение связи было самоцелью. "Поворотной для меня лично, - считает А. Шарова, - стала книга Г. Громова "Национальные информационные ресурсы", я взглянула на мир другими глазами." Предприятия строили сети (мода!), даже не попытавшись проанализировать свои информационные потребности. Сейчас мода на Интернет, а Интернет - не только замечательная игрушка, новый способ самовыражения и общения, но и производственный инструмент. Вступивший, к тому же, в нудную и долговременную стадию технологических доработок.
А. Шарова: В заведомо бесприбыльных проектах у меня есть свой "шкурный" интерес. Информация должна перешагнуть некий порог по объему и качеству, лишь после этого можно будет провести границу между платным и бесплатным сервисом. Пока мы - провайдеры, как вороны, тянем к себе все блестящее, но скоро серверы начнут обретать "лица". И тогда, помимо качественных услуг связи, мы сможем предъявить качественную технологию работы с разнопрофильной информацией. Технологию, которая завтра будет жизненно необходима.
ИГОРЬ АЛЬТШУЛЕР
Ходят слухи, что российская наука умирает. Александра Шарова, директор научно-информационного агентства "СЕНДИ" (SANDY - Scientific Area Network DatawaY) и заведующая лабораторией вычислительной техники Института прикладной физики (ИПФ) РАН, с этим не согласна. Наука наша жива и остро нуждается в связях с мировой наукой. Может быть, поэтому на логотипе "СЕНДИ" - чайка с головой совы (поумнела, но желания летать не потеряла)