Подумайте, какое ПО присутствует на любом компьютере независимо от аппаратного обеспечения, периферийного оборудования, операционной и файловой систем и прочего, без чего ваша работа была бы невозможна? Ответ прост  -  это шрифт.

 

Попробуйте удалить шрифты из системы, и простейшая процедура выбора станет для вас непреодолимым препятствием независимо от того, в какой программной среде вы работаете: MS DOS, MS Windows, Mac OS, Solaris, Windows 95, Windows NT, NeXT Step, SCO UNIX, AIX, IRIX... Нет ни одной компьютерной программы, которая не использовала бы в своей работе шрифт. Даже в сугубо управляющих программах существуют сообщения об ошибках и сбоях.

 

Отметим еще одно замечательное обстоятельство. Вспомните, с какой тщательностью и каким вниманием вы подходите к выбору компонентов своей компьютерной системы. Вы, без сомнения, тщательно подбирали процессор, память, дисковод, CD-проигрыватель, видео- и сетевую платы, монитор. Не меньше внимания обычно уделяется и программным средствам. Но вспомните, когда вы последний раз занимались подбором шрифтов? И это несмотря на то, что шрифт, в буквальном смысле, "лезет" вам в глаза в каждый момент работы, без перерыва.

 

Потребность в создании шрифтов появилась ещё до возникновения персональных компьютеров, в то время, когда ещё не было лазерных принтеров и предпринимались первые попытки вывода текста с компьютеров на большие типографские машины. Видимо, первое компьютерное воплощение шрифта появилось примерно в 70-е годы, когда компьютеры стали использовать для работы с плёночными фотонаборными машинами.

 

В промышленном масштабе шрифт впервые появился на компьютере как результат работы Дональда Кнута, хотя попытки сделать инструмент для изготовления шрифтов предпринимались и ранее. Кнут создавал шрифты с помощью своих инструментов TeX (произносится "тех") и Metafont. Для их разработки он на 10 лет отвлекся от написания "Библиотеки искусств для программирования на ЭВМ" (к тому времени вышло 3 тома из 7 запланированных). TeX получила широкое распространение в научном мире, и практически все научные труды делаются  с её помощью.

 

Для обычного набора все началось с системы для создания шрифтов Ikarus, которая является прототипом системы, применяемой фирмой Paragraph. Ikarus может создавать как матричные, так и векторные шрифты: в те годы еще шло опытное определение того, какой тип представления шрифта удобнее.

 

Компьютерный набор дал полиграфистам одно очень важное преимущество: появилась возможность создавать такие шрифты, такие документы и типографские эффекты, которые невозможно воплотить в металлическом наборе. Например, если один элемент набора накладывается на другой, для компьютерного варианта в этом нет ничего страшного.

 

Полагаю, вы убедились, что шрифт  -  одна из необходимейших частей компьютерной системы. О том, как он создаётся, какие проблемы сопутствуют его внедрению, чем живёт этот особый вид изобразительного искусства  -  разработка шрифтов, мы расскажем в следующих выпусках нашего еженедельника.

 

Сергей Филимонов

Версия для печати