Типографика  -  "...Искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению" (Стэнли Моррисон. Искусство типографики).

 

Типографский набор  -  последовательное расположение заранее подготовленных минимальных элементов, из которых состоит текст (букв, цифр, знаков); способ получения печатной формы из подвижных однотипных элементов многократного применения. В результате набора из отдельных букв, отлитых из металла (литер) составляются слова, фразы, строки, абзацы текста.

 

Шрифт (нем. Schrift  -  письмо)  -  в широком смысле графически упорядоченное изображение знаков письма. Буквы, цифры, кавычки, точки, запятые и т. д. называются знаками или символами. Заглавные буквы, с которых начинается каждое предложение, называются прописными, остальные  -  строчными.

 

Линия шрифта  -  воображаемая линия, на которой стоит большинство строчных и прописных знаков, не имеющих нижних выносных элементов.

 

Гарнитура (нем. Garnitur  -  комплект)  -  семейство начертаний, характеризующееся общими стилевыми особенностями и отличительными деталями рисунка знаков и имеющее собственное наименование. В гарнитуре для текстового набора из нескольких начертаний обычно одно (основное) предназначено для набора основного текста, а остальные  -  для смысловых выделений в тексте и набора заголовков.

 

Начертание  -  комплект знаков, характеризующийся едиными стилевыми особенностями рисунка, насыщенностью, пропорциями и наклоном знаков. Гарнитура может содержать одно или несколько начертаний.

 

Насыщенность  -  отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. В одной гарнитуре может быть несколько степеней насыщенности: светлый, нормальный, полужирный, жирный, сверхжирный шрифт.

 

Пропорции  -  отношение ширины и высоты одноимённых знаков в различных начертаниях. В гарнитуре может быть несколько степеней изменения пропорций: сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифт.

 

Шрифт может быть прямым, наклонным (Oblique) и курсивным (Italic). Наклонные шрифты отличаются от курсивных тем, что рисунок строчных букв в них подобен буквам прямого шрифта (т. е. не имитирует рукописный шрифт, как в курсивных).

 

Удобочитаемость  -  мера комфортности чтения длинного текста. Удобочитаемость зависит от рисунка шрифта, а также от оформления текста и верстки издания, от бумаги, на которой текст напечатан, и других факторов.

 

Контрастность  -  отношение толщины соединительных штрихов знака к толщине основных штрихов. Шрифт может быть неконтрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.

 

Интерлиньяж  -  расстояние между линиями шрифта в соседних строках текста. Оказывает существенное влияние на комфортность чтения.

 

Межбуквенные пробелы, или апроши  -  расстояния между знаками в строке. Для современного наборного оборудования эта величина переменная и может быть изменена для выполнения определённых задач. Для улучшения удобочитаемости текста необходимо увеличивать межбуквенный пробел в мелких кеглях и уменьшать в крупных.

 

Изменения межбуквенного пробела в зависимости от кегля шрифта по традиции называют tracking (иногда spacing). Значение этого термина часто путают со значением термина кернинг (kerning).

 

Кернинг  -  оптическое выравнивание межбуквенных пробелов между парами букв путем их выборочного изменения. Чаще всего этого добиваются уменьшением величины апроша для конкретной пары знаков. Дополнительным эффектом применения кернинга является повышение ёмкости шрифта (увеличение количества знаков, умещающихся на строке заданной длины). В настоящее время многие фирмы  -  разработчики цифровых шрифтов снабжают шрифтовые файлы информацией о кернинговых парах (от 500 до более чем 3000 пар). Чем больше кернинговых пар в шрифте, тем качественнее выглядит текст, однако скорость вывода его замедляется.

 

Рукописные шрифты  -  шрифты, базирующиеся на каллиграфических и рукописных почерках и имитирующие различные пишущие инструменты: ширококонечное и остроконечное перо, кисть, фломастер. Их не следует путать с курсивными начертаниями обычных гарнитур. Обратите внимание, что рукописные шрифты, как правило, непригодны для набора текста прописными знаками.

 

Термины приводятся по тексту каталога ParaType’95, ставшего своеобразной шрифтовой библией настоящего времени.

 

С. Ф.

Версия для печати