Всем нам приходится изучать сегодня новую для нас науку, которая называется "Рыночная экономика". От того, насколько быстро и точно мы поймем и начнем соблюдать ее законы, зависит так много, что переоценить этот процесс просто невозможно. Как же его ускорить, чем здесь может помочь вычислительная техника?

 

Можно, конечно, ввести в компьютер тексты учебников, справочников или подготовить компьютерные тесты. Одно это уже принесет много пользы. Однако по эффективности наиболее мощной формой обучения является проведение практических занятий на базе компьютерных деловых игр.

 

Метод деловых игр широко известен. Он применяется в самых разных областях человеческой деятельности: от криминалистики до политики и экономики. В ходе деловой игры ее участники выполняют роли действующих лиц реального процесса, стремясь к поставленной цели.

 

Компьютер значительно повышает эффективность этого метода. Он не только позволяет "проиграть на модели" разнообразные ситуации, попробовать различные стратегии достижения цели, но и берет на себя всю рутинную работу: проводит расчеты, запоминает результаты, обрабатывает статистику, выдает информацию в графическом виде, прогнозные и аналитические выкладки и т. п. При этом скорость получения результатов составляет доли секунды. Организация же обычной деловой игры требует больших затрат времени, процесс длится иногда несколько дней.

 

В США в середине 80-х годов с появлением сравнительно недорогих персональных компьютеров начался бум вокруг образовательных компьютерных программ, прежде всего экономических.

 

В России быстро создаются предпосылки для аналогичной ситуации. Такие известные игры, как Managing for Success, Millionaire, переведенные на русский язык московской фирмой "Инфорт", стали своего рода бестселлером компьютерного рынка.

 

Многие учебные заведения уже оснащены компьютерными классами, "домашний компьютер" все чаще добавляется к теле- и видеоаппаратуре, а образование увязывается не столько с формальными "корочками", сколько с базой для получения реального устойчивого дохода.

 

Что есть сегодня на российском рынке компьютерных деловых игр по экономике?

 

Судя по компьютерной прессе, выставкам и откликам преподавателей, наиболее известными являются программные продукты трех российских фирм: "Инфорт", "Ижица" и "КОББИ".

 

АО "Инфорт", организованное на базе НИВЦ МГУ, предлагает четыре компьютерные деловые игры: "Путь к успеху", "Миллионер", "Президент", "Бизнес-курс". Первые две являются переводом американских игр, вторые разработаны самостоятельно под руководством доцента Александра Васильевича Тимохова. Эти игры предназначены для высшего экономического образования, переподготовки кадров, самообразования. Особенно интересен "Бизнес-курс", включающий в себя сотни экономических параметров, реальный российский бухучет, налогообложение, составление отчетности. Все программы работают под управлением DOS на IBM-совместимых компьютерах.

 

Творческое объединение программистов "Ижица" (г. Пенза) занимается созданием учебных игровых и развивающих программ. Для изучения экономики "Ижица" предлагает игры "Бизнес", "Цена и спрос", "Брокер", а также тесты по экономике. Разработки фирмы отличаются красочностью интерфейса, в этих программах упор делается на игровую, развлекательную сторону, девиз фирмы  -  "Учись играя!" Президенту ТОП "Ижица" Игорю Ильичу Зельманову удалось сплотить коллектив классных специалистов, использующих последние достижения компьютерной технологии, а также гибкую маркетинговую систему. Программы пользуются успехом у молодежи. В июле 1996 г. вышел первый компакт-диск с бизнес-программами ТОП "Ижица".

 

Фирма "КОББИ"  -  Компьютерное ОБучение БИзнесу  -  работает на базе Академии нефти и газа им. И. М. Губкина. Руководители фирмы, профессор маркетинга Сергей Николаевич Павлов и доцент Владимир Дмитриевич Сапунцов, считают создание компьютерных программ для изучения экономики главным направлением своей деятельности. Основной упор делается на методическое обеспечение процесса обучения и системный подход. Поэтому к каждой компьютерной деловой игре фирма предлагает комплекс учебных заданий, методических рекомендаций, пример выполнения, обработку результатов и контролирующий тест. Вместе это называется компьютерный экономический практикум. Фирма предлагает девять таких практикумов: "Менеджер", "Конкуренция", "Спрос", "Рынок ценных бумаг", "Инвестор", "Рыночное равновесие", "Бухучет", "Аукцион", "Предприниматель". Они предназначены прежде всего для начального и среднего экономического образования. Имеются версии для DOS и Windows, для учебных заведений и для самообразования, к ним прилагается учебное пособие.

 

Конечно, это только начало. Данный сектор компьютерного рынка заполнен всего на несколько процентов. Фирмы не конкурируют, а только дополняют друг друга. Их продукцию можно приобрести во многих московских магазинах, например в салоне "Финансист" на проспекте Мира, на ВВЦ, в Доме научно-технической книги на Ленинском проспекте, в Доме книги на Арбате ("Юнивер"). Стоимость программных продуктов  -  от 60 до 160 тыс. руб.

 

Будущее этого направления  -  интеллектуальные обучающие системы, адаптируемые под индивидуальные характеристики учащегося, сочетающие средства мультимедиа с глубокой методической проработкой подачи учебного материала.

 

Телефон АО "Информ":

 

(095) 932-8818, фирмы "КОББИ":

 

(095) 930-9319, ТОП "Ижица":

 

(8412) 66-2509.

 

Владимир Сапунцов

Версия для печати