Половецкие пляски

 

Отгремела Всероссийская промышленно-художественная ярмарка в Нижнем Новгороде. Шумная, юбилейная, претенциозно названная "Будущее России". Город готовился к ней три года, выставочные площади (за счет строительства новых павильонов) в преддверии юбилея увеличились в 7 с лишним раз, с 2 до 15 тысяч квадратных метров. Более 3 тысяч фирм из 24 государств и 64 регионов России были представлены на выставке-ярмарке. "Половецкие пляски" перед Премьером России и сопровождавшими его министрами и генералами исполняли 1 сентября не только профессиональные танцоры, но и руководители многих предприятий.

 

"Политическое шоу"  -  говорили одни, "чиновничья показуха"  -  другие, "праздник  -  важнейший этап развития"  -  не соглашались третьи. Мне лично показалось, что ярмарка была организована с точки зрения продавца  -  печенье соседствовало с насосами, колготки с мебелью. Весьма трудно было найти в девяти павильонах нужную фирму, я уж не говорю о конкретных изделиях. Неужели этот слабо структурированный хаос и вправду  -  будущее России? Впрочем, благодаря хаосу пришлось обойти всю выставку. А "изюминок" на ней было разбросано немало.

 

Нижегородская группа фирм "АЛТЭКС" в сотрудничестве со специалистами ГАЗа продемонстрировала конкретные результаты внедрения новейших технологий  -  трехмерного геометрического моделирования, быстрого прототипирования, изготовления инструментальной оснастки для подготовки единичного, мелкосерийного или массового производства новых изделий. Кроме того, "АЛТЭКС" вместе с партнерами провела презентацию нового Нижегородского интеграционного тестового центра, включающего в себя инжиниринговую компанию, лабораторию индустриального консалтинга, ряд других интересных структур.

 

Не забыта была и история. Нижегородский технический университет представил электронный путеводитель "Великая Всероссийская выставка 1896 года", в котором приведены уникальные архивные материалы, фотографии, документы из частных коллекций. Казалось бы, в дни торжеств, посвященных столетию выставки, эта программа должна была занять одно из центральных мест в Главном ярмарочном доме. Но там на этот раз разместились англичане, а электронный путеводитель благополучно затерялся в глубинах нового ярмарочного корпуса.

 

Очень порадовали ярославцы. Ирина Васильева, директор Ярославского областного центра дистанционного обучения школьников, даже выдала формулу: "Будущее России  -  это дети и новые информационные технологии". Удивительно, но о детях, о системе образования на выставке "Будущее России" вспомнили лишь ярославцы. Они же, да еще несколько нижегородских провайдеров продемонстрировали серьезный подход к этим самым новым технологиям.

 

"Занимаются информационным обеспечением все,  -  сказал мне заместитель ярославского губернатора Сергей Буров,  -  но только мы считаем это для себя главным. Единое информационное пространство жизненно необходимо и для налоговой, и для бюджетной системы. Мы первыми в России в 1992 году создали Информационно-аналитическое управление, из которого потом выросли Аналитический центр, Управление информатизации, Правовое управление, Управление связи и т. д. Принят областной закон об информатизации, отдельной строкой эти вопросы обозначены в бюджете".

 

Ярославские информационщики не хотят быть в Интернете только потребителями информации, они активно ее производят. Внедряется технология intranet в органы государственной власти, создана единая локальная сеть всех органов власти. Кадастр Ярославской области разрабатывается как часть единого многофункционального российского кадастра. Можно спорить с ярославцами по частностям (они пока ориентируются на Microsoft SQL Server и декларируют, что "растут вместе с Microsoft"), но основное их преимущество не в платформах, а в отработанных и выверенных постановках задач. А также  -  в системном, комплексном, вдумчивом подходе к информатизации.

 

Дадим слово организаторам, участникам и посетителям ярмарки.

 

Организаторы довольны

 

Юрий Пантелеев, зам. директора НИЭР, зам. директора департамента инвестиционных конкурсов Всероссийской промышленно-художественной выставки:

 

-  Мы очень много сделали в плане информации  -  оповестили 12 тысяч (!) российских предприятий, администрацию всех регионов страны. В инвестиционном конкурсе приняло участие более 600 проектов из 46 регионов (создана компьютерная база данных). Подчеркну, что это не просто смотр идей, проектов и образцов, а "смотр с последствиями"  -  20% госзаказа будут распределяться среди победителей, на 7 отраслевых семинарах инвесторы встретились с соискателями инвестиций. Уже можно говорить о первых результатах. Княгининский завод "Правда" искал пресс-формы для бутылок (он производит фруктовую воду), а тульское АО "НИПИМ" именно такие пресс-формы и производит. Соединение родственных интересов позволяет привлечь инвестиции на всю технологическую цепочку. Проект "Межбанковского инвестиционного дома" так и называется "Цепочка" (от нефти  -  до пластмасс). И еще  -  наши художники предложили совместить новые технологии в производстве с новыми технологиями в искусстве, чтобы не цифры и макеты привлекали посетителей, а яркие художественные образы. Мы такую выставку сделали и назвали ее "Инверсия".

 

Гости удивляются

 

Алексей Шинин, первый зам. генерального директора АО "Тюменская международная ярмарка":

 

-  Вас интересует, как организовано информационное обслуживание? Мы за неделю до начала ярмарки звонили, чтобы узнать цены в гостиницах, а когда приехали, увидели, что руководство повысило их в последний момент в 1,5 - 2 раза (не поедут же люди обратно!). Вот вам и информация, и гостеприимство. 64 региона представлены на выставке, и где чья продукция расположена  -  понять трудно. Нет указателей по странам, по отраслям, по регионам, информация о павильоне  -  только возле павильона. Не то что конкретного человека, фирму не найдешь (мои сотрудницы Kodak два дня искали). В это мероприятие вложено много государственных средств, три года шла подготовка к нему, почему же нет воды и вентиляции в павильоне? Нижегородская ярмарка пока "не доросла" до международного уровня. Не потому, что в Лейпциге 100000 м2 выставочных площадей, в Ганновере  -  500, а в Нижнем  -  всего 15000 м2, а прежде всего ввиду слабой информационной поддержки  -  нет электронных справочников, табло, указателей. В конце октября у нас в Тюмени состоится выставка "Нефть и газ  -  96", постараемся, чтобы у нас с информацией не было проблем.

 

Специалисты рассуждают

 

Александра Шарова, директор Нижегородского научно-информационного агентства "Сенди":

 

-  Такое большое мероприятие, как ярмарка, создает огромный информационный потенциал. Но с точки зрения информации нынешняя юбилейная ярмарка организована достаточно слабо. Отсутствует продуманная структура, нет внутренних телефонов, нет связи с территорией ярмарки. Буклеты фирм разнотипны, трудно собрать и проанализировать информацию. 100 лет назад люди гуляли по ярмарке чинно, не спеша, нынче пробегают на хорошей скорости, хватая бумажки и на лету решая, что надо, что не надо. Эту специфику времени организаторы, похоже, не учли.

 

А что думаете об информационном обеспечении выставок и ярмарок вы, уважаемые господа?

 

Игорь Альтшулер

 

С Игорем Альтшулером, нижегородским обозревателем PC Week/RE, можно связаться по адресу: igor@igor.kis.nnov.su.

 

Версия для печати