В шестой раз под аккомпанемент ледяного дыхания декабрьских ветров, дующих с Финского залива, в С.-Петербурге работала выставка "Инвеком". Как всегда, она занимала несколько павильонов выставочного центра в Гавани. Так и напрашивается банальная ассоциация с "тихой гаванью", но не тут-то было  -  деловая активность на компьютерном рынке Северо-Западного региона России, показателем которой может служить выставка "Инвеком", абсолютно не находится в состоянии тихой дремы. Самым главным доводом в пользу такого вывода служит то, что сама выставка, рассматриваемая как объект бизнеса, с каждым годом растет, совершенствуется и укрепляет свои позиции. Например, год назад компьютерный рынок С.-Петербурга и Северо-Запада внимательно следил за поединком двух команд из области выставочного бизнеса: международной фирмы Comtek International, выступающей явно в "тяжелом весе", и отечественной фирмы "Рестэк", которая, собственно, и начала свою деятельность в 1991 г. с организации первой выставки "Инвеком" в С.-Петербурге. В ходе поединка конкурент "Инвекома"  -  осенняя выставка "Комтек/С.-Петербург"  -  сошел с дистанции. Успех "Рестэка" в выставочном бизнесе может служить достойным ответом тем скептикам, которые ранее высказывали опасения, что такой прибыльный вид деятельности, как проведение компьютерных выставок, может отойти под контроль зарубежных компаний. Очевидно, сыграло свою положительную роль участие в качестве соорганизаторов выставки и администрации С.-Петербурга, и ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада России.

 

Сегодня "Рестэк" проводит до 40 тематических выставок в год  -  от "Инвекома" до некоммерческого проекта "Православная Русь". Шесть из общего числа выставок посвящены информационным технологиям. По замыслу организаторов, "Инвеком"  -  это региональная, принципиально многопрофильная выставка, посвященная информационным технологиям. Однако в процессе развития соответствующего российского рынка от нее отделились более специализированные выставки. Первым птенцом, вылетевшим из гнезда "Инвекома", стала выставка "Норвеком", сосредоточившаяся на системах связи и телекоммуникаций. Затем появилась отдельная выставка, посвященная мультимедийной тематике.

 

Очевидно, углубление специализации, присущее всему рынку компьютерных технологий, вкупе с усилением позиций специализированных выставок привело к тому, что по сравнению с "Инвекомом-95" на нынешней выставке было значительно меньше фирм, работающих в области систем коммуникаций, а также защиты информации. (Четвертая выставка "Норвеком" будет работать в С.-Петербурге с 18 по 22 февраля, а с 4 по 8 февраля в московском Манеже пройдет Вторая международная выставка "Безопасность-97", одной из ключевых тем которой будет информационная безопасность.)

 

"Инвеком" -это уменьшенный "Комтек"?

 

Изучение экспозиций выставки уже позволяет судить о тенденциях, проводить сравнительный анализ и делать некоторые выводы относительно особенностей северо-западного компьютерного рынка. Тем более есть с чем сравнивать (см. обзор выставки "Инвеком-95" в PC Week/RE, № 24/95, с. 10 - 12).

 

С.-Петербург  -  наша северная столица, в жизни которой всегда переплетались две главные темы: зеркальное отражение важнейших процессов и событий, происходящих в Первопрестольной, и яркие проявления самобытной истории града Петра. Выставка "Инвеком", которая была задумана в виде московского "Комтека" регионального уровня, приобрела совершенно иное звучание, переместившись на берег Финского залива. "Инвеком"  -  после московских выставок  -  поражает отсутствием стендов инофирм, завораживающих посетителей своей транснациональной мощью. На этой выставке становится понятно, что рынок Северо-Запада России составляют российские фирмы, а гиганты индустрии со всемирно известными именами  -  это всего лишь партнеры, поставляющие оборудование для выполнения реальных проектов. Скорее всего, все дело в том, что подавляющее большинство зарубежных фирм открывает свои российские представительства в Москве и именно они строят стенды на московских выставках. Территориальная близость к представительству оборачивается в случае с выставкой негативной стороной: трудно стать заметным в блеске лучей богатства и мировой известности, сияющих вокруг логотипа именитого зарубежного партнера.

 

С этой точки зрения "Инвеком" лучше, чем "Комтек", отражает структуру реального регионального рынка, т. е. показывает, кто какие услуги и на каком уровне предоставляет.

 

Наступление С.-Петербурга на Москву

 

Очень приятно было отметить, что петербуржцы освободились, наконец, от своего давнишнего "комплекса экс-столицы" и принялись расширять свою деловую активность за пределы Северо-Западного региона. До 1996 г. из самых влиятельных на рынке С.-Петербурга фирм, пожалуй, лишь LANCK располагала московским офисом. За последний год московские офисы открыли также фирмы Olly и OCS. Судя по всему, в ближайшее время этот список увеличится, поскольку стали очевидны преимущества такой схемы офисов: взаимодействие с Северо-Западной таможней удобнее регулировать из С.-Петербурга, а транспортные потоки  -  из Москвы.

 

Так, вклад в общую копилку московского офиса дистрибьюторской фирмы OCS после нескольких месяцев его работы достиг 18%. OCS и раньше имела московских дилеров, но появление московского офиса внесло существенные коррективы в "географию" дилерской сети OCS: раньше доля продаж московским дилерам составляла 12% от общего объема продаж фирмы, к декабрю она составила 32%. Это не означает, однако, что OCS намеревается сместить акценты своей деятельности в сторону Москвы, но однозначно доказывает, что появление московского офиса с энергичной командой (это именно так) способно резко изменить структуру дистрибьюторского бизнеса.

 

Роксана Янборисова, руководитель отдела маркетинга фирмы OCS, отметила, что, помимо завоевания нового рынка и ожидаемой чисто экономической выгоды, московский офис фирмы развивает и некоторые новые для OCS направления деятельности. В частности, в сентябре начались поставки техники дилерам, владеющим магазинами розничной торговли. Этот сектор рынка у нас только формируется, и всерьез говорить о розничной торговле компьютерной техникой сегодня можно лишь применительно к Москве.

 

Московский офис Olly имеет более длинную биографию по сравнению с OCS  -  он открылся в начале прошлого года. Однако на московском рынке системной интеграции эта фирма присутствовала и раньше, выполняя, в частности, проекты по созданию информационных систем на базе ОС SCO Unix для московского Сбербанка. Московский офис уже выполнил проект по созданию информационной системы для московской транспортной клиринговой палаты на базе Alpha-серверов корпорации Digital общей стоимостью 500 тыс. долл. По словам руководителей Olly, их московский офис привлекает, во-первых, как удобная транспортная развязка для поставок техники в различные города, где фирма выполняет проекты; во-вторых, как рынок, вовсе не столь монолитный, как это может казаться, и на котором вполне можно отвоевать свою долю.

 

В С.-Петербурге цыплят считают в декабре

 

Анализируя итоги развития рынка, можно взять в качестве отправной точки начало календарного (или финансового  -  для инофирм) года. Для компьютерного рынка С.-Петербурга и Северо-Запада России такой точкой вполне может стать выставка "Инвеком". Какие особенности структуры рынка отразила нынешняя выставка?

 

- ПК, собранные на сборочных производственных линиях фирмы "Ниеншанц", особенно последние модели ПК Favourite, прочно занимают свою нишу на региональном рынке. Приятно отметить, что даже приобретение в собственность крупного производства, которое зачастую подкашивает экономическую стабильность в силу хронической недозагруженности линий, не сказалось на деятельности фирмы отрицательно. Фирма "Ниеншанц" проводит четкую маркетинговую политику, не посягая на тот сегмент рынка, который контролируют ПК фирм Acer и Packard Bell, но и не позволяя конкурентам развернуть широкомасштабную деятельность на Северо-Западе.

 

- Фирма LANCK, воспользовавшись очередной структурной перестройкой российского представительства Alcatel, расположенного в С.-Петербурге, образовала на основе команды специалистов по телекоммуникациям из Alcatel подразделение, занимающееся созданием распределенных сетей передачи данных.

 

- По наблюдениям специалистов фирмы OCS, располагающей всероссийской дистрибьюторской сетью, в течение 1996 г. заметно активизировалась тенденция специализации фирм-дилеров OCS. Универсализация деятельности приводила ранее к усреднению спроса на продукты различных партнеров OCS, выделялись лишь ПК, доля которых составляла в общем обороте фирмы в 1995 г. приблизительно 80%. В 1996 г. доля продукции PB снизилась до 40 - 45%, но не за счет снижения закупок ПК PB, а в результате увеличения доли продукции других поставщиков. По объемам закупок в III кв., по данным отдела продаж OCS, безусловными лидерами стали фирмы APC (по сравнению с предыдущими тремя месяцами объем продаж вырос на 75%) и Hewlett-Packard. Дистрибьюторское соглашение с HP было подписано в 1996 г., доля продаж этого оборудования, составлявшая в сентябре 8% от общего объема продаж фирмы, возросла к декабрю до 22%.

 

Вообще, последний квартал года, особенно ноябрь, продемонстрировал неожиданный всплеск деловой активности, явившийся, по-видимому, реакцией на ситуацию "отложенного спроса", давившей на рынок в течение всего лета и начала осени.

 

Елена Покатаева

 

Кто на новенького?

 

Сразу две фирмы из С.-Петербурга  -  "Поликом Про" и "Инсофт Полар"  -  на выставке "Инвеком-96" подключились к программе продвижения сетевого оборудования фирмы Madge Network, начатой недавно появившимся российским представительством Madge.

Версия для печати