БИЗНЕС
Признания Бориса Нуралиева Эдуарду Пройдакову и Елене Монаховой
На очередном ежеквартальном семинаре партнеров фирмы "1С", проходившем в декабре минувшего года (см. PC Week/RE, № 50/96, с. 1), ее исполнительный директор Борис Нуралиев поделился с Эдуардом Пройдаковым и Еленой Монаховой своим в’идением российского рынка.
Э. Пройдаков: Корреспонденты PC Week/RE часто попадают на встречи "1С" с партнерами, но регулярность таких встреч непонятна.
Б. Нуралиев: Раньше мы собирались раз в год, теперь - раз в квартал. В перерыве между этими "общими собраниями" проводятся различные менее крупные семинары, занятия, экзамены на знание наших продуктов. Кроме того, мы много общаемся с нашими партнерами по электронной почте, а теперь используем и Web-технологии.
Э. Пройдаков: Самый интересный для нас вопрос: куда, по-вашему, идет российский компьютерный рынок?
Б. Нуралиев: Я бы выделил четыре основные рыночные тенденции этого года. Самая главная из них - смещение от торговли коробками (многие считают, что мы являемся ярким примером этого сектора рынка) к оказанию услуг. Проще говоря, все больше ценится торговля мудростью. Судя по высказываниям наших партнеров, как на московском, так и на региональных рынках все б’ольшим спросом пользуются консультации. Например, в Москве сейчас средняя цена консультаций по внедрению "1C:Бухгалтерии" - где-то долларов 20 - 25 в час, хотя в начале 1996 г. эта цифра была более чем в два раза ниже.
Растет и средняя зарплата квалифицированных специалистов (это вторая очень важная тенденция). Почему - это отдельный, очень сложный вопрос. Я сейчас не готов на него ответить. Приведу лишь некоторые наблюдения. Раньше компьютер стоил очень дорого. Примерно как квартира, потом - как автомобиль. А вот проблем с ПО обычно не возникало... Почти у всех было много знакомых специалистов, которые вечером придут, наладят "по дружбе". В крайнем случае "за бутылку"... Сейчас все изменилось. Теперь ПК стоит "дешевле воды", а вот специалистов, которые придут, разберутся и все наладят "за бутылку" - все меньше и меньше. Системы индивидуального использования еще можно как-то изучить самостоятельно, а вот корпоративные системы учета неизмеримо сложнее, там больше подводных камней. Надо отметить также, что раньше все специалисты получали примерно одинаково: например, простой инженер - 115 рублей, а тот, кто окончил вуз с красным дипломом, - 130. Теперь же у профессионалов разница в оплате труда очень велика.
Е. Монахова: Специалисты консалтинговых фирм получают от $50 в час...
Б. Нуралиев: $50 в час - это огромная зарплата. Никто из нас столько не получает. Должен сказать, что внедрение "1С:Бухгалтерии" и "1С:Торговли" зачастую уже обходится заказчикам по 50 долл. в час - но это платежи фирмы-заказчика фирме-внедренцу (нашему франчайзи), а не зарплата исполнителя! Но иногда дешевле заплатить и такую сумму, чем разбираться в проблеме своими силами.
Отдельные бухгалтеры разбираются в ПО сами. Реально где-то за неделю. Для комплексной автоматизации небольшого предприятия уже нужны консультации специалистов по объему трудозатрат около одного человеко-месяца. Конечно, не по цене $50 в час, но где-то далеко за $2000 эта услуга потянет...
Взять, например, систему "1С:Торговля", объявленную нами в июне 1996 г. (см. PC Week/RE, № 26/96, с. 1. - Прим. ред.). Фактически партнеры платят нам за право ее распространения. Причем сразу заплатили за это "удовольствие" 280 организаций (и не только наши франчайзи). Мы такого интереса, по правде говоря, даже не ожидали. А вот экзамены на знание этой системы сдали лишь около 40 человек. Хотя я предупреждал, что буду рекламировать не тех, кто заплатил деньги, а только тех, кто сдал экзамены. Заплатить деньги - нет проблем. Тяжело найти грамотный персонал, обучить его. У нас на каждом шагу подтверждается тезис кота Матроскина из известного мультфильма: "Деньги у нас есть - у нас ума-а-а не хватает".
Замечу, что на внедрении продуктов "1C" наши партнеры заработали больше, чем вся страна заработала на продаже продуктов Microsoft. Вы об этом уже, кажется, писали (см. PC Week/RE, № 47/96, с. 54. - Прим. ред.).
Спрос растет не только на услуги по внедрению ПО, но и на разного рода курсы. Кроме того, пользователи все с большей охотой покупают методические материалы.
Третья тенденция заключается в том, что идет бурный рост продаж в домашнем секторе. Мы и здесь развиваемся достаточно стабильно как за счет своих ресурсов, так и чужих. Очень хорошо расходятся программные продукты Microsoft. На их дистрибуцию мы делаем основную ставку. В то же время подавляющая часть значительного осеннего роста сбыта приходится на РОССИЙСКИЕ (а не импортные) домашние программы, что особенно приятно.
Четвертая тенденция отечественного рынка состоит в том, что заказчики становятся все более крупными. Они все чаще используют сети. Существует много фирм, в которых компьютеры уже есть, а сетей еще нет. Образно говоря, идет бурное "покрупнение" и "посетевение" заказчиков. Корпоративные пользователи чаще берут 32-разрядные сетевые версии наших продуктов. А "одиночные" Windows-версии берут вдвое чаще, чем версии под Windows 95. В частности, поэтому свою программу ведения домашних финансов "1С:Деньги" мы пока делаем 16-разрядной.
Е. Монахова: Цены на ваши продукты достаточно высокие...
Б. Нуралиев: Это может показаться парадоксальным, но чем продукт дороже - тем легче его внедрить. Если ПО стоит $80, то его сложно внедрить за $500 (пользователь может не понять такого расклада цен), а если ПО стоит $320, то внедрить его за $500 можно без проблем...
За год цена на "1С:Зарплату" выросла как раз с $80 до $320, а сбыт остался на прежнем уровне; выручки же стало гораздо больше.
С другой стороны, хорошая прибыль у внедренца начинается там, где можно делать что-то постоянное, специализироваться. Например, сделали вы один раз хорошую систему автоматизации фирмы по установке автомобильных сигнализаций на "1С:Торговле", сделали другой раз вы хорошо осваиваете эту предметную область, вас уже начинают рекомендовать. Системами автоматизации торговли выгодно заниматься с учетом их отраслевой специфики.
Е. Монахова: А куда вы собираетесь инвестировать средства?
Б. Нуралиев: В разработку. Деньги на новый проект уже отложены, осталось найти команду. Даже не команду, а лидера, который задаст всей работе правильное направление...
Э. Пройдаков: Новый проект связан с Internet?
Б. Нуралиев: А что Internet? Internet скоро станет так же необходима, как и телефон. Торговать без Internet будет так же невозможно, как и без телефона. Информацию там легко найти. Бумагу не надо таскать с выставок. Но никто же не инвестирует особо много в телефоны.
Э. Пройдаков: Планируете создать интернетовскую версию "1C:Бухгалтерии"?
Б. Нуралиев: А зачем?
Э. Пройдаков: Например, главбух, находясь на даче, может быть в курсе всех финансовых дел фирмы и, лежа в гамаке, работать над квартальным отчетом...
Б. Нуралиев: Я бы не рискнул делать такую бухгалтерию... Как бы кто посторонний не поработал над его бухгалтерией, лежа в другом гамаке. Если вспомнить историю, то мы начали с "1С:Электронной почты", потом была "1C:Бухгалтерия". Теперь мы уверенно идем к "1C:Документообороту", а затем - к "1C:Предприятию". V7 - это платформа для интеграции наших продуктов. Они будут работать не только в едином стиле и с одними данными - на семинаре мы показали, что "1С:Торговля" и "1С:Расчет" запускаются как одна задача, как один фрейм операционной системы.
Е. Монахова: Ваши партнеры дружат между собой?
Б. Нуралиев: Наши партнеры - они в то же время и конкуренты. Но, с другой стороны, если кто-то из них плохо внедрит наш продукт, то испортит репутацию не только себе, но и фирме "1C" в целом и всем ее бизнес-партнерам. Поэтому они охотно делятся друг с другом своими секретами мастерства. И благодаря такому общению быстро растут. Многие уже на иномарках к нам приезжают, хотя раньше городским транспортом пользовались...
Э. Пройдаков: Пора заводить корпоративный печатный орган...
Б. Нуралиев: Возможно, и пора, но я даже пресс-секретаря никак не могу завести...
Более подробную информацию о фирме "1C" можно найти на Web-сервере: http://www.1c.ru. С самой фирмой можно связаться по телефону:
(095) 253-8976.