КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Одно из приятных впечатлений, оставшихся от выставки "Инвеком", проходившей в декабре в С.-Петербурге, связано с тем, что российские экспоненты выставки точно знали, зачем они в ней участвуют. В то же время сложилось устойчивое впечатление, что основная масса российских участников крупных форумов полагает, что две свои основные функции - демонстрация последних достижений и приобретение новых заказчиков - подобные форумы давно уже не выполняют, а единственным объяснением своего появления на них они считают "поддержание имиджа преуспевающей компании в западном стиле". Надо сказать, что отмеченная проблема, сигнализирующая о наступлении глобального "кризиса жанра", является общей для всех крупных западных выставок. Один из вариантов выхода из кризиса - превращение выставки в развлекательное шоу - судя по всему, не дает искомого результата.
По мнению многих компаний, участие в "Инвекоме" очень полезно, потому что, во-первых, это отдых, если понимать под ним смену деятельности, а во-вторых, это клуб, если понимать под этим неформальное общение людей, работающих в одной и той же области бизнеса. Выставка стала своеобразным форумом, на котором в течение нескольких дней шел интенсивный обмен мнениями и идеями между людьми, формирующими компьютерный рынок С.-Петербурга и Северо-Западного региона России. В обстановке живой подпитки идеями происходила скорее не "вертикальная" разведка рынка (глубокое изучение покупательского спроса), а "горизонтальная" (что думают и куда движутся партнеры и конкуренты). Естественно, не все придерживались именно такого мнения по поводу своего участия в "Инвекоме". Важно, что петербургская выставка продемонстрировала один из способов выхода из выставочного кризиса.
Что это за способ?
Итак, если фирмы-участницы не могут во время выставки значительно расширить круг своих заказчиков, то среднестатистический посетитель выставки (открытой, заметьте, только для профессионалов) оказывается лицом, вынесенным за скобки. Что же в таком случае за зверь такой - "потребитель", чей спрос, как говорят, формирует рыночные тенденции? Другими словами: кто сегодня в действительности формирует стратегию развития регионального рынка? Перефразируем этот вопрос: можно ли с помощью удачных маркетинговых приемов предопределять тенденции развития регионального рынка? А почему бы и нет? Тогда ту "клубную идею", о которой говорили участники выставки "Инвеком", можно рассматривать как прообраз некоторой метакооперации в области высокотехнологичного бизнеса. Это означает, что пришла пора расстаться с образом никому не ведомого среднестатистического потребителя, чьи прихотливые запросы старательно высчитывают аналитические компании. Тогда, вместо того чтобы решать скучный вопрос, кто был первым - потребитель или поставщик, следует поставить между ними знак равенства и перейти к позитивной работе по организации их совместного участия в выборе стратегических ориентиров в мире компьютерного бизнеса. Тогда и участие в выставках перестанет играть роль "стрессогена" для самих участников.
Я не хочу утверждать, что
С.-Петербург оказался "впереди планеты всей". Просто идея метакооперации, высказываемая по-разному экспонентами, носится в воздухе. А что касается организации выставки, она была вполне современной: с содержательной конференцией, многочисленными семинарами и презентациями, жизнерадостной рекламой, рвущейся из динамиков, с лотереями, розыгрышами, "бесплатной раздачей сканеров" и дискотекой, проводимой прямо на стенде (как водится, именно в то время, когда у соседей назначен семинар).
Елена Покатаева
Елене Покатаевой, научному редактору PC Week/RE, можно позвонить по телефону:
(095) 278-2060 или обратиться к ней по адресу: pokat@pcweek.redline.ru.