Выставка-презентация "Страхование-96" уже в третий раз традиционно завершает (во всяком случае, в Москве) ежегодный парад экспозиций, на которых можно познакомиться с современными компьютерными технологиями. Как мы уже отмечали, в прошедшем году отчетливо проявилось стремление разработчиков демонстрировать свое ПО не только на компьютерных, но и на соответствующих отраслевых выставках. "Страхование-96" в этом смысле не исключение.
Сделать свое? Трудно...
Для страховых компаний информационные технологии - дело настолько актуальное, что наиболее "продвинутые" и энергичные решили заняться им самостоятельно, искренне полагая, что команда программистов, взятая в штат, оперативно разработает для компании "костюмчик на заказ". Что ж, их можно понять - с одной стороны. Если в продаже нет готового костюма подходящего размера и фасона, приходится звать портного и заказывать. О другой стороне этой медали - о том, следует ли "изобретать велосипед, или почему не стоит разрабатывать собственное ПО", - PC Week/RE уже неоднократно писал (например, в № /96). Нужно также принять во внимание, что системы для автоматизации финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, появившиеся у нас на рынке в 1996 г. (имеются в виду комплексные системы отечественной разработки), выросли из бухгалтерских программ. Последние же, благодаря активным усилиям российских софтверных фирм, достигли весьма высокого уровня, превзойти который (за разумные сроки) для небольшой вновь набранной команды программистов проблематично. Об этом с грустью в голосе говорил И. Е. Иванов, вице-президент страховой компании "РЕСО-Гарантия":
- Год назад начали создавать автоматизированную систему своими силами. На рынке в то время ничего подходящего не было...
- А сейчас не проще ли купить?
- Но деньги-то уже вложены, и немалые...
Не простое это дело, даже для такой крупной и небедной фирмы.
...но возможно
Но смельчаки находились. Прошедшая выставка это показала. Некоторые страховые компании помимо своих "страховых продуктов"* демонстрировали и программные.
Так, компании РСТК, "Энергия", "Плато", "Делинс" не только постарались обеспечить себя специальными компьютерными программами, но и, по выражению представителя одной из фирм, "рады были предложить их своим коллегам". И это было бы замечательно, но именно здесь и может таиться некий подвох: ведь, как правило, "костюмчик на заказ" хорошо сидит только на самом хозяине и именно в силу того, что подгоняется по его фигуре. Изделие же, выпускаемое массовым тиражом (т. е. коммерческий продукт - будь то одежда или ПО), "скроено" так, что подойдет многим, почти всем (при условии минимальной адаптации, "подгонки"). Ведь когда такое изделие готовится к производству, его параметры усредняют, стандартизируют, его структуру и функции приводят в соответствие с определенными принципами. Но в отношении товаров потребительского спроса мы уже привыкли к мысли, что коммерческий (серийный) продукт имеет массу преимуществ (от стандартов надежности и качества до гарантийных обязательств фирмы-производителя), что для индивидуального (штучного) изготовления чего-либо нужно иметь очень веские основания, что стоить это будет гораздо дороже, чем купить готовое, и т. д. И никак не поймем, что создание (производство) ПО подчиняется тем же законам товарного производства, что и все остальное.
Именно поэтому, даже если команде квалифицированных программистов удастся создать для данной страховой компании удобную и функциональную систему автоматизации (что само по себе непросто и недешево), она вряд ли в той же мере подойдет другой страховой фирме либо потребует таких серьезных переделок и доработок, что станет просто нерентабельной. По мнению экспертов, в наибольшей степени это относится к добровольному медицинскому страхованию - здесь существует большое разнообразие страховых программ**, которые предоставляются разными компаниями и могут ими по-разному учитываться; также по-разному может быть налажен документооборот между лечебным учреждением и страховой компанией.
Из всего этого следует, что можно считать правомерным и при определенных условиях целесообразным создание специальных отраслевых (в данном случае страховых) автоматизированных систем на заказ, но не нужно думать, что такие системы следует "предлагать своим коллегам". Надо помнить о том, что критерии и принципы производства массового изделия и индивидуального (штучного) экземпляра различны, соответственно будут отличаться и требования к качеству товара и его сопровождению.
Поручить профессионалам? Дорого...
Помимо собственного творчества страховых компаний, на выставке были представлены и разработки софтверных фирм. К слову, исключительно отечественных (видимо, и в этой области российская самобытность оказалась не по зубам зарубежным разработчикам). Некоторые из них предлагали разработку систем на заказ. Так, фирма SIS ("Специальные Информационные Системы", Москва) при наличии уже готового ядра для модуля бухгалтерского учета производит его адаптацию и доработку под конкретного клиента. Затем разрабатывается вся система для автоматизации страховой компании в целом (на основе ПП Oracle - СУБД Oracle7, Designer/2000 и пр.). У фирмы уже есть опыт работы с несколькими страховыми компаниями.
Однако это дорогие проекты, стоящие, как правило, не один десяток тысяч долларов.
Купить готовое?Пожалуй, да!
Готовый продукт имеет смысл покупать только в том случае, если за ним стоит солидная фирма-производитель (а не "коллеги", разработавшие его для себя). Тогда есть гарантия того, что он будет качественным и надежным, а фирма обеспечит ему должную поддержку. Эти прописные истины работают и на рынке ПО.
Кто же на выставке предлагал готовые ПП?
Фирма "Компьютерные мультисистемы" демонстрировала продукт для автоматизации компаний по медицинскому страхованию, утверждая, что он имеет достаточно универсальный характер и предназначен для таких страховых программ, где ведется учет обращений клиентов в лечебные учреждения.
"Диасофт", хорошо известная на рынке банковского ПО, в начале 1996 г. обратила свои взоры и направила усилия на страховое дело, приступив к разработке проекта DiasoftINSURANCE. Система, ориентированная на платформы Windows NT и Novell NetWare, создается на основе СУБД Btrieve и имеет хорошо организованную систему транзакций (сказывается опыт банковских разработок!), которая обеспечивает устойчивость системы к одновременному доступу. Однако платформная ограниченность данной СУБД исключает применение системы на высокопроизводительных серверах под управлением ОС Unix, VMS и др. Btrieve также имеет более низкий по сравнению с современными SQL-серверами уровень надежности хранения данных и менее надежную защиту от несанкционированного доступа. Гибкость настройки и некоторые аналитические возможности обусловлены наличием в системе специального разработанного языка DiasoftScript, с помощью которого можно сделать выборки и настройки, хотя вряд ли сами специалисты страховой компании смогут в полной мере это использовать или квалифицированно задать алгоритм расчета страховых резервов. В настоящее время имеются модули "Бухгалтерия", "Прямое страхование" и "Расчет резервов", в работе находится "Перестрахование", а к февралю планируется выпустить модули "Инвестиции" и "Регрессы" и начать опытную эксплуатацию системы.
Следует отметить, что в данном проекте, безусловно, сказался богатый опыт создания автоматизированных банковских систем, что нашло свое отражение в смещении акцентов из области первичного учета страховых документов, автоматизации специфичных бизнес-процедур страховой деятельности и страхового анализа в область финансового учета.
Обратила на себя внимание система автоматизации страховых организаций "Парус 6.0" корпорации "Парус". Данный программный комплекс реализован в архитектуре клиент-сервер на основе СУБД Oracle7 и может использоваться практически на любых серверных платформах. Примененная в разработке СУБД Oracle7, имеющая механизм поддержки целостности БД, позволяет надежно хранить информацию в системе, а развитая система разграничения прав доступа защищает данные от их несанкционированного использования. Клиентская часть является 32-разрядной и работает под Windows 95 или Windows NT. Комплекс включает в себя следующие модули: "Бухгалтерия", "Страхование", "Перестрахование", "Администратор", которые функционируют в единой информационной среде и охватывают все основные стороны страховой деятельности, обеспечивая также и электронный документооборот. Разработку этого проекта фирма "Парус" начала еще в 1995 г. и на выставке "Страхование-95" продемонстрировала подсистему "Полис" первого модуля "Страхование", который ко времени нынешней экспозиции включал уже пять подсистем (прибавились "Бланки полисов", "Убытки", "Агентская комиссия", "Резервы"). Отражая внутреннюю структуру и принципы функционирования страховой фирмы, программный комплекс отличается также удобным и интуитивно понятным (для страховщика) пользовательским интерфейсом и возможностью настройки под конкретные интересы заказчика. С осени система проходит опытную эксплуатацию в одной из страховых компаний столицы, а на выставке интерес к ней проявили такие известные фирмы-страховщики, как РОСНО, АФЕС, "Ост-Вест Альянс", "Спасские ворота" и др.
Другие применения информационных технологий
Разумеется, важными для страховой деятельности являются специализированные информационно-правовые системы (ИПС), представленные на выставке фирмами "Гарант-Сервис" и "Консультант+", а также программы для анализа деятельности страховых компаний ("Финансовый анализ", "Анализ инвестиционных проектов"), предлагавшиеся фирмой ИНЭК. Кстати, последняя недавно заключила договор о партнерстве с корпорацией "Парус", предполагающий стыковку и совместное использование ПП этих фирм.
И наконец, приятно, что и страховая деятельность нашла отражение в Интернет - компания "Бизнес-Сервис" ("БиСер") предлагала свои услуги по рекламе во "Всемирной паутине" (адресная рассылка, рекламные объявления, размещение собственного Web-узла, адреса Web-серверов со списками зарубежных страховых компаний и пр.).
Татьяна Богатова
К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.
* Специальный термин, обозначающий виды услуг, предлагаемых страховой компанией.
** Комплекс услуг, которые получает застрахованное лицо. Например, в одну страховую программу могут входить медицинское обслуживание и наблюдение за пациентом в домашних условиях, а в другую - скорая помощь, услуги поликлиники и стационара.