В конце 1996 г. один из японских Internet-провайдеров (подразделение фирмы "Мицубиси") провел крупномасштабную рекламную кампанию, посвященную старту не имеющего аналогов проекта виртуального мира People Space (PS) в Internet. Если до сих пор посетители киберпространства могли только просматривать статические Web-странички, то теперь у них появилась возможность путешествия по трехмерным мирам и активного общения друг с другом.
Сам процесс путешествия в PS напоминает сетевую версию игры DOOM. Управляемый человеком персонаж может перемещаться по семи виртуальным островам, на которых расположены различные развлекательные сооружения. Жители Страны Восходящего Солнца, имеющие выход в Сеть и купившие программу для доступа к PS, получают возможность придания своему компьютерному воплощению внешнего вида на любой вкус. Созданием библиотек с виртуальными гардеробами, наборами образов, занимаются аниматоры провайдера.
Для общения с понравившимися абонентами, постоянно встречающимися во время путешествия по островам, можно набирать на клавиатуре текст, который покажется в небольшом облачке над головой вашего компьютерного образа. Также имеется возможность рисовать на большой доске на стене "электронными чернилами". При этом рисуемое изображение сразу становится видимым всем присутствующим в помещении.
Дополнительно в PS имеются виртуальные персонажи, управляемые компьютером. Они способны реагировать на некоторые действия абонентов, например, девушка за стойкой бара улыбнется подошедшему "клиенту" и предложит что-нибудь выпить.
В будущем в японской версии PS планируется открыть несколько развлекательных заведений типа казино, игральных залов и ввести в оборот виртуальные деньги с постепенной их привязкой к реальным (проиграл - со счета абонента снимается соответствующая сумма).
Реализовать подобную технологию виртуальной реальности (ВР) очень сложно. Виртуальные миры с тысячами бродящих по ним абонентов, управляемые компьютером персонажи с собственным поведением - все это требует очень высокой скорости растеризации (PS поддерживает TrueColor-графику). Имеется стандарт языка VRML 2.0, предназначенный для описания интерактивных 3D-миров, но вряд ли удастся найти браузер и визуальный редактор, полностью поддерживающие этот стандарт. Это связано с тем, что без браузера трудно сделать редактор ВР (так как невозможно просмотреть результат его работы), а без хорошего редактора сложно написать VRML-код для тестирования браузера.
Первой подобные клиент-серверные технологии ВР, способные одновременно обслуживать запросы множества клиентов в Сети, реализовала российская фирма "Параграф". Одно из успешных направлений ее деятельности - долгосрочные инвестиции в потенциально перспективные компьютерные проекты.
С 1992 г. "Параграф" трудится над проектом Alter Ego, реализующим концепцию виртуальной реальности в Сети. Он оказался настолько оригинальным, что заложенные в него идеи и технологии даже сегодня практически не имеют аналогов. Все они воплощены в коммерческой реализации People Space, программное обеспечение для которой полностью разработано "Параграфом".
Сцены в PS строились с помощью редактора виртуальных миров Virtual Home Space Builder (VHSB), созданного в "Параграфе". Следующая версия VHSB - Internet Space Builder (ISB), которую также планируется использовать в PS, позволяет создавать любые трехмерные объекты, вращать их, масштабировать, осуществлять операции трехмерного пересечения/объединения, что полезно, например, для "пробивания" конусом окон в стене, для построения причудливых зданий. В него включена богатая библиотека готовых объектов (мебель, оборудование), сделанных на самом ISB, и наборы как статических, так и анимированных текстур (например, видеоролик, который "прилепляется" к экрану телевизора). Можно взять кресло, растянуть его, превратив в софу, подобрать обивку и поставить полученное творение на наклонную крышу - все объекты "понимают" плоскость и становятся на поверхность под нужным углом, не проваливаясь и не повисая в воздухе, чем нередко грешат 3D-редакторы, в которых надо вручную подбирать уровень соприкосновения объекта с поверхностью. Возможности ISB ограничены, пожалуй, только фантазией пользователя. Сохранять созданные миры можно в формате VRML 2.0.
"Параграф" планирует сделать нечто подобное PS и в России - "Планету людей". Если в Японии People Space работает несколько примитивно - люди получают через провайдера просто выход в готовый виртуальный мир, то в нашей стране "Параграф", учитывая интеллектуальный потенциал наших соотечественников (в России каждый человек - творческая личность, убежден вице-президент "Параграфа" Георгий Пачиков), планирует предоставить возможность создания собственных "планет" и персонажей любому желающему (как сейчас можно создать HTML-страничку на сервере провайдера). Для этого в "Параграфе" разработан язык программирования D (Dinamic). Он имеет Си-образный синтаксис, значительно проще Java и больше сфокусирован на работу с трехмерной графикой. Этот язык позволит вам населить свою планету виртуальными существами с заданным поведением. Например, все желающие могут попытаться приручить своего лиса, посадить розу и тщательно за ней ухаживать, ожидая, когда она вырастет, и, конечно, не должны будут забывать чистить вулканчики (как в "Маленьком принце" Экзюпери)...
Версия VHSB для индивидуальных пользователей продается в России по цене, вполне доступной отечественному электорату Сети. Просмотр созданных в нем трехмерных статических сцен, сохраненных в формате VRML 1.0, поддерживается последними версиями браузеров Microsoft и Netscape. Скоро в продажу поступит и ISB. Динамические виртуальные миры, описанные на VRML 2.0, можно будет просматривать браузером Cosmo Player компании Silicon Graphics, который будет поставляться вместе с ISB. С Web-узла "Параграфа" ( http://www.paragraph.com ) можно скачать демо-версии соответствующих продуктов и получить дополнительную информацию.
А что же появится в российской версии "Планеты людей", учитывая богатую фантазию наших сограждан и отсутствие, в отличие от ряда зарубежных стран, жесткой государственной цензуры на содержание Web-узлов, остается только догадываться.
Телефон фирмы "Параграф": (095) 332-4402.
Сергей Бобровский