С Internet происходит глубокая перемена. На смену модели "тяни" (pull model), когда вы обшаривали узлы Web и тянули оттуда нужную информацию, приходит модель "толкай" (push model), в которой информация доставляется непосредственно вам. Все хотят подгрести формирующийся новый рынок под себя. Все хотят установить свои стандарты, которым подчинялись бы остальные поставщики: и такие гиганты, как Microsoft и Netscape, и перспективные начинающие компании, например PointCast и Marimba, и мелкие инновационные компании типа Intermind или Cognisoft.
Тянет высказаться. Подходов так много, что можно сойти с ума, пытаясь их упорядочить. Вот почему я решил, что именно мне следует заняться этой темой в одной из заметок серии "Метод Берста". Я уже давно сошел с ума, так что моему здоровью ничто не угрожает. И так как на ZD Net AnchorDesk мы как раз используем модель "толкай", я могу оценить обе эти технологии, с точки зрения потенциального пользователя.
Позже я коснусь конкретных компаний и их планов. В этой заметке я предлагаю вашему вниманию некоторый способ классифицировать бесчисленные разновидности прямой доставки информации. В основу классификации я решил положить не технологии, не поставщиков, а предлагаемые ими функции.
Оповещение. Вы сообщаете системе, какие узлы Web нужно отслеживать. Система дает вам знать, как только их содержание меняется. Чтобы получить информацию, вы по-прежнему должны посетить узел.
Фильтры. Эти системы следят за источниками информации и передают то, что отвечает установленным критериям. Наиболее распространены фильтры новостей. Например, можно задать имена конкурентов. Тогда фильтр будет сообщать любые новости, в которых они упоминаются. Различные варианты таких услуг позволяют получать необходимую информацию в виде электронной почты, сообщения на пейджер или в виде заказных страниц Web. Некоторые из этих продуктов носят название "агентов", однако по своей функции это всего лишь настраиваемые фильтры.
"Тяни" автоматически. Вы решаете, какие узлы надо просматривать каждый день. Приложение, работающее на настольном ПК, автоматически скачивает содержимое этих узлов на ваш жесткий диск - в фоновом режиме либо когда за компьютером никто не работает.
"Толкай" автоматически. Эти продукты загружаются на сервер и не требуют наличия специальных приложений на клиентской машине. Они настраиваются на определенный список пользователей и информацию, которую каждый из них желает получать. Информация доставляется автоматически при любом изменении содержания узлов либо в соответствии с установленным расписанием. Она выдается в форме электронной почты, сообщения на пейджер или страниц Web.
Формирователи каналов. В этом случае избранная информация собирается в каналы, например в канал новостей, спортивный канал и т. д. Вы решаете, какие каналы получать. Информация в каждом канале обновляется несколько раз в день. Доставка обычно осуществляется через специальное приложение, работающее на вашем ПК, - хранитель экрана (screen saver), "тюнер" или "окно новостей".
Не сесть на мель. При таком количестве поставщиков, без сомнения, будет немало столкновений, прежде чем этот рынок утихомирится. Так что нетрудно и сбиться с пути. Есть риск сесть на мель, оказавшись в положении обладателя телевизора, принимающего всего одну программу. Я постараюсь помочь вам, рассказав в следующих номерах о сильных и слабых сторонах продуктов и различных технологий. Надеюсь, это вам немного поможет.
Джесс Берст
Джесс Берст - главный редактор ZD Net AnchorDesk (http://www.anchordesk.com). Не отталкивайте его, а лучше напишите, как вы реально оцениваете ситуацию, по адресу: jesse@jesseberst.com.