17 декабря в здании Президиума РАН состоялся семинар, посвященный технологии оперативной аналитической обработки данных (OLAP) на базе продуктов Oracle и ее применению в решении задач налоговой службы России. Семинар прошел под эгидой Государственной налоговой службы Российской Федерации и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В работе семинара также приняло участие НПВП ФОРС.

 

Специалисты фирмы ФОРС рассказали о месте технологии OLAP в архитектуре информационно-аналитических систем и об опыте создания OLAP-приложений в среде Oracle Express.

 

Использование компьютерных технологий в процессе автоматизации предприятий привело к созданию информационных систем (OLTP-систем), построенных на основе реляционных СУБД и позволяющих решать большинство типовых задач оперативной обработки данных. Основное назначение OLTP-систем  -  сбор, хранение и модификация данных в системах учета, отчетности и контроля. Объем информации в них велик и постоянно растет, однако ее использование для решения задач более высокого уровня (расчета показателей эффективности работы, планирования управленческих воздействий и прогнозирования перспектив) требует новых технологических решений. По оценкам международных независимых аналитических групп, менее 5% накопленной на предприятиях информации подвергается анализу и используется для принятия решений. Проблема такого использования требует прежде всего иной организации данных, нежели та, что присуща реляционной СУБД. По словам автора реляционной модели

 

Э. Кодда (1993 г.), “реляционные СУБД никогда не предназначались для эффективного решения задач анализа, синтеза и консолидации данных”. Им же были сформулированы основные особенности решения задач аналитической обработки (введен термин OLAP  -  On-Line Analitical Processing) и требования к подобным системам. В основе их лежат многомерные СУБД, возникновение и развитие которых протекало параллельно с реляционным подходом и позиционировалось как альтернатива последнему. Для многомерных СУБД характерны объектно-ориентированное описание данных, хронологическое структурирование, интеграция данных из многих источников и их согласование. Условно такая БД представляет собой совокупность многомерных массивов или функций многих переменных, сконструированных в соответствии с задачами их дальнейшей аналитической обработки.

 

В предложенной фирмой ФОРС архитектуре информационных систем многомерная БД заняла место хранилища агрегированных данных, хранилища, связывающего оперативную и разнородную внешнюю информацию (данные реляционных БД, финансовых информационных систем, ASCII-файлы и др.) со средствами конечного пользователя (электронные таблицы, графические интерфейсы).

 

Процесс создания подобных систем включает в себя проектирование БД (определение независимых переменных, индексов и отношений), собственно загрузку и функции анализа. Выполнение этой технологической цепочки в разрабатываемых фирмой ФОРС системах обеспечивается программными продуктами линии Oracle Express: Express Server (многомерная СУБД), Express Tools (средства разработки OLAP-приложений), Express Aplications (специализированные OLAP-приложения). СУБД Oracle Express Server поддерживает многомерное представление данных, легко интегрируется в общую архитектуру информационной сети предприятия, предоставляя удобные средства связи с существующими реляционными базами данных и другими источниками и работает практически на всех компьютерных платформах. В состав Oracle Express Server входит полнофункциональный процедурный язык программирования, на котором создаются программы перекладывания (выборки и загрузки) данных из источников в хранилища БД, а также широкий спектр математических и финансовых функций для проведения временного и аналитического анализа. Создать многомерную БД можно также с помощью специального интерактивного средства проектирования Oracle Express Administrator. Элементы его графического интерфейса позволяют легко задавать структуры будущих массивов с последующей автоматической генерацией хранимых процедур перекладывания со встроенными операторами импорта и экспорта данных. Именно таким способом и была спроектирована специалистами фирмы ФОРС база данных по налогообложению для Государственной налоговой службы России, продемонстрированная на семинаре помощником руководителя ГНС РФ Г. Артамоновым. Исходная информация для нее  -  файлы данных, передаваемые по электронной почте налоговыми службами регионов России, а результатами анализа являются многочисленные диаграммы и графики задолженностей по налогам, их роста и распределения по районам, регионам и отдельным предприятиям России на разные периоды времени. Графические результаты позволяют анализировать экономическую ситуацию, прогнозировать поступление средств в доходную часть бюджета, принимать обоснованные решения при планировании распределения средств и налогообложении. Представленные на самом высшем уровне (в Государственной Думе, Совете Федерации) материалы анализа поступления налогов получили высокую оценку и вызвали деловую заинтересованность в их использовании. И надеюсь, что прежде всего в пользу тех, кто еще платит налоги.

 

Телефон фирмы ФОРС:

 

(095) 973-4066, E-mail: market@fors-co. msk.su.

 

Телефон ГНС РФ: (095) 200-3848.

 

Наталия Шестопалова

Версия для печати