БИЗНЕС

 

Темпы роста продаж персональных компьютеров снижаются

 

27 января корпорация IDC (http://www.idcresearch.com) представила предварительные оценки показателей мирового и американского рынков ПК за последний квартал и за весь 1996 г. Основной вывод: рост продаж персональных компьютеров в минувшем году был самым низким за последние несколько лет. Мировой рынок ПК вырос на 16%, а американский  -  всего на 15%.

 

IV квартал оказался для поставщиков наименее удачным: рост составил всего 11%. Это связано с низкими объемами продаж в Европе, прежде всего на германском рынке, занимающем третье место в мире. Продажи ПК в США в последнем квартале года были гораздо более успешными. Здесь показатель роста  -  16%.

 

Корпорация Compaq, лидер как мирового, так и американского рынков последних трех лет, отразила атаку корпорации IBM, которой впервые с 1993 г. удалось увеличить свою долю рынка. Фирма Apple ухудшила свои позиции, тогда как компания Hewlett-Packard впервые вошла в пятерку лидеров мирового рынка ПК.

 

"В целом рынок ПК находится в хорошем состоянии, чего нельзя сказать о некоторых регионах, страдающих от застоя в экономическом развитии,  -  считает Эрик Льюис, менеджер по исследованиям персональных систем корпорации IDC.  -  В 1996 г. преуспевали бренднейм-поставщики, которые смогли предложить широкий спектр продуктов и охватить как можно больше стран".

 

В 1997 г. изменений общей тенденции не ожидается. Продажи в США вырастут примерно так же, как в 1996 г. Этому будут способствовать новые технологии и хороший спрос на коммерческие системы. Что касается мирового рынка, то неблагоприятные экономические условия в развитых странах компенсирует быстрый рост развивающихся рынков.

 

Показатели IV квартала

 

В IV квартале на американском рынке продолжилось снижение темпов роста. Показатель 16%  -  весьма средний, но нельзя забывать, что сравнение идет с тем же периодом 1995 г., когда очень сильны были ожидания, что Windows 95 и Internet привлекут большое количество покупателей ПК. Некоторые производители даже затоварили своих дилеров, что привело к снижению продаж в начале прошлого года. В конце 1996 г. поставщики более тщательно контролировали складские запасы, стремясь не допустить переизбытка старых продуктов перед январским представлением новых процессоров Intel.

 

Многие поставщики, включая Compaq, IBM и Gateway 2000, успешно продавали потребительские ПК, что позволило им увеличить свою долю рынка. Новички, такие, как Toshiba и Sony, также смогли ухватить кусок пирога. В кризисной ситуации оказались Apple и Packard Bell NEC, которые задержали выпуск осенних серий и уступили более шустрым конкурентам.

 

Хотя спрос на американском потребительском рынке оказался ниже прогнозируемого, высокий спрос на корпоративном рынке помог поставщикам с сильными позициями на этом сегменте. Особенно хорошо продавались блокнотные ПК, оснащенные новейшими технологиями, такими, как большие экраны с высоким разрешением и жесткие диски большой емкости. Объем продаж ПК на рынке США мог бы быть еще выше, если бы не нехватка некоторых компонентов для блокнотных ПК и высокопроизводительных процессоров Pentium Pro.

 

Продажи ПК во всем мире в целом в последнем квартале прошлого года оказались ниже, чем ожидалось. Высокий уровень безработицы в крупных европейских странах привел к некоторому падению спроса, а неуверенность в перспективах экономического роста сделала японских покупателей более осмотрительными. Кроме того, ежегодно снижаются продажи ПК в Германии. В IV квартале во всем мире ухудшились позиции локальных поставщиков, особенно ориентированных на потребительский рынок. Однако надо учитывать, что невысокий показатель роста (11%) отсчитывается от уровня IV квартала 1995 г., когда был настоящий бум (27%).

 

Обзор поставщиков

 

Пятый год подряд Compaq удерживает первое место в мире и США по результатам IV квартала. В то же время IBM удалось сократить разрыв благодаря традиционному финишному рывку. В 1996 г. Compaq наилучшим образом проявила себя как на корпоративном, так и потребительском сегментах рынка. Весьма удачно сложились у компании дела с продажами портативных ПК, после того как она смогла наладить поставки популярных моделей блокнотных ПК, представленных в III квартале.

 

IBM, занявшая второе место в мире и третье в США, справилась со многими своими старыми проблемами. Несмотря на отсутствие широкого спектра предложений экстра-класса, компания четко поставляла новые продукты по конкурентоспособным ценам, что позволило ей увеличить объемы продаж и долю рынка. С помощью одной-единственной оригинальной модели Aptiva S с раздельной конструкцией отсеков для дисководов и системной области IBM удалось заметно продвинуться на потребительском рынке.

 

Вызванные слиянием Packard Bell и NEC трудности с производством в III квартале, возникшие в объединенной компании, неблагоприятно сказались на продажах в IV квартале. В условиях обострившейся конкурентной борьбы Packard Bell NEC не смогла без риска потерять прибыль удержаться на позициях лидера по изготовлению дешевых ПК. Одной из причин этого стал низкий уровень продаж через дилеров на розничном рынке. Однако компания осмотрительно не затоварила каналы поставок и вступила в новый год с хорошими перспективами увеличения объемов продаж новой серии MMX-систем и недорогих машин начального уровня.

 

Исключительно удачно сложился IV квартал еще для одного поставщика  -  Dell (показатель роста в США  -  60%), что объясняется концентрацией усилий на прямых поставках ПК по низким ценам для больших компаний и правительственных учреждений США. Весьма успешным был конец года и для Gateway 2000 (рост в США  -  39%), которая преуспела в прямых розничных продажах. При этом компания заметно расширила круг своих клиентов, что говорит о повышении привлекательности ее торговой марки, в частности благодаря телевизионной рекламе.

 

Для Apple же IV квартал, впрочем как и весь прошедший год, был далеко не самым радужным. Розничные продажи в США оказались намного ниже запланированных, что заставило компанию пойти на снижение цен и, как следствие, финансовые потери. Значительные недопоставки блокнотных ПК и неуверенность потребителей в стратегическом курсе компании привели к тому, что Apple впервые покинула пятерку лидеров американского рынка. Однако успешные продажи настольных ПК для бизнеса и систем для сферы образования говорят о том, что компания сохранила ядро клиентов, преданных Macintosh.

 

А. М.

 

ПЯТЕРКА ЛИДЕРОВ МИРОВОГО РЫНКА ПК В 1996 г.*

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|Рейтинг 1996  |     Поставщик     |Объем продаж |  Доля   | Объем   |  Доля    |Рост 96/95,  |

|      г.      |                   |  1996 г.,   | рынка   | продаж  |  рынка   |      %      |

|              |                   |  тыс. шт.   |1996 г., |1995 г., |1995 г.,  |             |

|              |                   |             |    %    |тыс. шт. |    %     |             |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|      1       |      Compaq       |    7036     |  10,3   |  5757   |   9,8    |     22      |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|      2       |        IBM        |    6081     |   8,9   |  4785   |   8,1    |     27      |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|      3       | Packard Bell NEC  |    4247     |   6,2   |  4392   |   7,5    |    -  3     |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|      4       |       Apple       |    3587     |   5,2   |  4627   |   7,9    |    -  22    |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|      5       |        HP         |    2995     |   4,4   |  2023   |   3,4    |     48      |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|              |      Другие       |   44 459    |  65,0   | 37 221  |   63,3   |     19      |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

|              |       Всего       |   68 405    |  100,0  | 58 805  |  100,0   |     16      |

+--------------+-------------------+-------------+---------+---------+----------+-------------+

Учитывались лишь фирменные поставки (за исключением OEM-поставок).

Packard Bell NEC включает Packard Bell, NEC (кроме Японии и Китая) и ZDS.

Продажи Packard  Bell  в 1995  г., без учета вклада NEC и ZDS, составили бы 3031 тыс. шт.

* Предварительные итоги.       Источник: корпорация IDC.

ПЯТЕРКА ЛИДЕРОВ МИРОВОГО РЫНКА ПК В IV КВАРТАЛЕ 1996 г.*

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|Рейти|     Поставщик     |Объем продаж |Доля рынка  |   Объем    |Доля рынка IV кв.  |Рост 96/95, |

| нг  |                   |IV кв. 1996  |IV кв. 1996 | продаж IV  |    1995 г., %     |     %      |

| IV  |                   |г., тыс. шт. |   г., %    | кв. 1995   |                   |            |

|кв.  |                   |             |            | г., тыс.   |                   |            |

|1996 |                   |             |            |    шт.     |                   |            |

| г.  |                   |             |            |            |                   |            |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|  1  |      Compaq       |    2220     |    10,9    |    1797    |        9,8        |     24     |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|  2  |        IBM        |    2050     |    10,1    |    1560    |        8,5        |     31     |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|  3  | Packard Bell NEC  |    1250     |    6,1     |    1496    |        8,1        |   -  16    |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|  4  |       Apple       |     923     |    4,5     |    1310    |        7,1        |   -  30    |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|  5  |        HP         |     891     |    4,4     |    526     |        2,9        |     69     |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|     |      Другие       |   13 055    |    64,0    |   11 732   |       63,7        |     11     |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

|     |       Всего       |   20 389    |   100,0    |   18 421   |       100,0       |     11     |

+-----+-------------------+-------------+------------+------------+-------------------+------------+

 

Учитывались лишь фирменные поставки (за исключением OEM-поставок).

Packard Bell NEC включает Packard Bell, NEC (кроме Японии и Китая) и ZDS.

Продажи Packard  Bell  в IV  кв.  1995  г.,  без  учета  вклада  NEC и ZDS, составили бы 1029 тыс. шт.

* Предварительные итоги.       Источник: корпорация IDC.

Версия для печати