Спустя годы исследовательской и экспериментальной работы такие гиганты фотопромышленности, как Sony, Kodak и Epson, выпустили на рынок цифровые камеры ценой менее $1000.

 

Хотя цены все еще "кусаются", да и по характеристикам эти камеры уступают обычным фотоаппаратам, обозреватели отрасли убеждены, что мы находимся на пороге революции в фотографии. Так, Энтони Декристофаро, президент фирмы MGI Software (Ричмонд-Хилл, Онтарио), убежден, что "к апрелю или маю появятся аппараты ценой менее $400, дающие качество обычного фотоснимка Kodak".

 

Если этот прогноз сбудется, то в 1997 г. нас ждет взрывообразный рост продаж не только самих цифровых камер, но и связанной с ними периферии и ПО для ПК. Многие компании готовятся "оседлать" этот процесс. Например, полгода назад компания Hewlett-Packard организовала подразделение PCPhotography и сейчас выпускает несколько продуктов для этого рынка.

 

Согласно предсказаниям фирмы InfoTrend Research Group (Канзас-Сити, шт. Миссури), в 1996 г. в США было продано около 320 тыс. цифровых камер. Общемировой уровень продаж этой продукции составляет 1 млн. шт. По словам Кристи Холч, аналитика этой фирмы, "год назад спрос был гораздо слабее. Рост составил от 300 до 400%". Она считает, что к 2000 г. будет продано около 2 млн. камер, а ПО для них (такого, как PC PhotoShader Kit и Photo Suite фирмы MGI Software или Picture It корпорации Microsoft)  -  на сумму 20 млн. долл.

 

По мнению Кристи Эллисон, менеджера по продукции в Microsoft, ставку следует делать на сферу развлечений, цифровые камеры окажутся популярнее своих предшественников и будут пользоваться большим спросом, чем цифровые персональные секретари (PDA). Дело в том, что с помощью цифровых камер можно сделать любое число снимков и не заботиться о проявке пленки и печати фотографий. Можно сразу же просмотреть результаты своей работы и записать снимки на ПК для дальнейшего просмотра. Недорогое ПО позволяет подретушировать снимки, например убрать мешающие блики в глазах или на стеклах очков. Затем можно послать фото по электронной почте друзьям или разместить на своей Web-странице, а не хранить его в пыльном фотоальбоме. Кроме того, при необходимости его всегда можно напечатать на лазерном или струйном принтере.

 

Но цифровым камерам предстоит еще долгий путь, прежде чем они станут столь же популярны, как и дешевые ($250) фотоаппараты Nikon, Canon или Olympus. Модели, которые стоят сейчас до $1000, не дают столь же четкого изображения, что и фотоаппараты. Причина проста: недостаточное разрешение. Цифровые камеры ценой от $200 до $500 имеют разрешение 300 тыс. пикселов на всю картинку. А для того чтобы обеспечить приемлемое качество снимка, число точек должно превышать 1 млн. на кадр. До сих пор даже самые дорогие модели, например Canon PowerShot 600 ($999), предоставляют разрешение не более 560 тыс. точек.

 

Еще один недостаток большинства камер ценой менее $1000  -  отсутствие съемного носителя информации. В результате пользователь, не имеющий дома цветного лазерного принтера, должен сдавать в сервис-центр всю камеру целиком, для того чтобы сделать несколько отпечатков. Кроме того, большинство моделей не имеет встроенного LCD-экрана для немедленного просмотра снимков.

 

По этим причинам Canon, например, не стала проводить рождественскую распродажу потребительских цифровых камер. Пока что Canon, как и фирма Epson, по словам их менеджеров, первостепенное внимание уделяет продукции для бизнеса.

 

Есть примета: если в дело включается фирма Wolf Camera (Атланта, шт. Джорджия), то на рынке быстро наступают перемены. В феврале 1996 г. эта фирма, занимающаяся розничной торговлей фотоаппаратами, приступила к освоению рынка цифровых камер. В начале продажи шли со скрипом: окупаемость составляла лишь 70%. Но Wolf решила не бросать дело, а провести более агрессивную рекламную кампанию, подчеркивая возможность сопряжения цифровых камер с ПК, сканерами и принтерами. Сейчас 21 из 300 магазинов Wolf уже торгуют вовсю этими аппаратами и аксессуарами к ним. В 1997 г. фирма собирается продать цифровых систем больше, чем обычных 35-миллиметровых фотоаппаратов. По словам Клиффа Витни, директора Wolf по цифровым камерам, первоначально фирма не ожидала столь быстрого роста спроса: "Мы предполагали, что это случится лет через пять, а это произошло уже сейчас".

 

Наиболее явным признаком грядущих перемен является позиция, занятая компанией Eastman Kodak  -  ведущего мирового производителя фотопленки. Kodak выпустила уже три модели цифровых камер. По словам ее представителей, компания намеревается стать главным игроком на этом рынке. Джефф Питерс, генеральный менеджер подразделения Kodak по цифровой продукции (Рочестер, шт. Нью-Йорк), полагает, что цифровые камеры "подобны сотовым телефонам, которые не заменили обычные, а лишь увеличили число звонков". Он считает, что цифровые камеры лишь увеличат число фотолюбителей.

 

В заключение можно сказать, что, пока цифровые фотоаппараты не станут дешевле и не будут предоставлять более высокое качество, они останутся уделом небольшой группы любителей. Но за ними  -  будущее. Вот почему производители стремятся улучшить свои продукты. В настоящее время более 25 компаний разрабатывают дешевые (ценой менее $500) камеры с разрешением более 1 млн. точек. Эти аппараты будут оснащаться съемной памятью, сменными объективами, LCD-экранами и схемами для подключения к телевизору. Следующее поколение камер еще только разрабатывается, но, возможно, к Рождеству мы увидим некоторые из них.

 

P.S. Печатается с сокращениями. Полный текст можно найти по Web-адресу: http://www.pcweek. com/business/1223/23spin.html.

 

Хаббард Престон

Версия для печати