Резкие изменения, связанные с неожиданным приходом рыночных отношений, коснулись буквально всех сторон жизни общества, в том числе и системы профессионального образования. Вслед за внедрением новых компьютерных технологий на российском рынке стали появляться авторизованные центры обучения. О роли, перспективах и развитии подобных центров мы решили расспросить Бориса Фридмана, генерального директора московской фирмы "Микроинформ", гуру в сфере авторизованного обучения.

Борис Фридман

 

PC Week: Ваша фирма  -  патриарх среди центров обучения. Как Вы оцениваете уровень профессионального обучения в сфере информационных технологий?

 

Борис Фридман: Наш центр обучения, созданный еще в 1988 г.,  -  ровесник фирмы "Микроинформ". Более того, первые деньги наша фирма получила именно за обучение.

 

Что касается моей оценки современного уровня российского бизнеса в области обучения, я могу сказать так. Готовя отчет за 1996 г., агентство "Дейтор", занимающееся независимыми маркетинговыми исследованиями российского компьютерного рынка, ввело новую рыночную номинацию  -  коммерческие учебные центры. На мой взгляд, подобный факт отражает, с одной стороны, признание этого вида деятельности как самостоятельного и важного направления, а с другой стороны, заставляет обратить внимание на необходимость решения в этой области многих проблем.

 

PC Week: Почему Вы так считаете, ведь все пестрит объявлениями, обещающими обучить чему угодно?

 

Б. Ф.: Мало ли кто чего обещает... На самом деле учебные центры, где профессионально учат по авторизованным программам, можно по пальцам пересчитать. Авторизованные учебные курсы занимают особое место в системе обучения. Они не имеют никакого отношения ни к высшей школе (не могут заменить какие-либо курсы, читаемые в технических вузах), ни к курсам переподготовки специалистов, ни к обучению работе с каким-либо конкретным продуктом, например с бухгалтерской системой. Авторизованный учебный центр входит в международную систему обучения, разработанную ведущими производителями в области компьютерной индустрии. Ярчайший пример  -  фирма Novell, чья структура авторизованного обучения считается образцом для подражания как по количеству учебных центров в мире, так и по организации обучения.

 

PC Week: Создание такой развитой системы требует громадных инвестиций. Оправданно ли это?

 

Б. Ф.: Лидеры индустрии придают большое значение совершенствованию системы своих учебных центров. Создание глобальной сети обучения представляет собой мощный маркетинговый ход. Во-первых, такая сеть обеспечивает постоянную (ежедневную!) обратную связь с пользователями продуктов фирмы. Во-вторых, если для фирмы настанут трудные времена, то специалисты, прошедшие ее фирменное обучение, придадут ей устойчивость.

 

PC Week: Различаются ли структуры авторизованного обучения разных фирм?

 

Б. Ф.: У каждой  -  свои собственные принципы организации такого обучения. Нашим первым партнером в этой области стала фирма Novell, раскинувшая в России целую сеть авторизованных учебных центров. Однако их все равно мало, если судить по числу слушателей из самых разных уголков страны, обучающихся в нашем центре. Мы также заключили эксклюзивные соглашения об авторизованном обучении с Compaq и 3Com. Фирма Compaq, например, подошла к организации обучения неординарно: она приравняла расходы на обучение к затратам на маркетинг и создала такую безубыточную модель, благодаря которой слушатели вносят минимальную плату, т. е. сегодня фирма Compaq Computer берет на себя расходы по обучению практически 90% своих слушателей. В их число попадают официальные дилеры, дистрибьюторы и системные интеграторы, применяющие оборудование Compaq.

 

Удивляет, что корпорация Microsoft достаточно поздно занялась авторизованным обучением. Уж кому, как не ей, заниматься массовым обучением работе со своими продуктами! До последнего времени серьезной системы авторизованного обучения у Microsoft не было вообще. Не так давно корпорация, как будто спохватившись, принялась наверстывать упущенное: вкладывать средства в развитие центров и программ обучения. Уже сегодня мы имеем в лице Microsoft довольно мощную, динамическую и быстро развивающуюся структуру обучения.

 

PC Week: В чем, по Вашему мнению, притягательность системы авторизованного обучения?

 

Б. Ф.: Не стану повторять известное всем утверждение о том, что авторизованное обучение дает более углубленную подготовку, чем неавторизованное. Я искренне считаю, что успех его зиждется на тонком понимании человеческой психологии. Практически все наши слушатели в анкете, заполняемой после окончания курса, пишут, что хотели бы продолжить обучение. Не только потому, что мы такие хорошие: сам процесс обучения притягателен. Каждый слушатель ощущает свою принадлежность к некоему мировому клубу, испытывает нечто подобное чувству университетского братства. Я искренне убежден, что если бы ведущие мировые политики учились вместе, допустим, в Гарварде, мировых проблем сегодня было бы меньше.

 

PC Week: Учебный курс занимает всего несколько дней. Чему можно научиться за такой короткий промежуток времени?

 

Б. Ф.: Действительно, получить достаточно глубокие знания в таких сложных областях, которыми занимается наш центр, за несколько дней, отведенных для этого программой, просто невозможно. К нам приходят специалисты, в большинстве своем имеющие опыт практической работы, начитавшиеся технических книг и документации. Задача учебного центра  -  правильно расставить акценты в понимании технологий фирмы. Образно говоря, авторизованное обучение  -  это маяк, указывающий вашему кораблю направление движения. Оно не снабдит ваш корабль мощным двигателем, но поможет проложить правильный курс.

 

PC Week: Что такое правильный курс?

 

Б. Ф.: Как сделать так, чтобы партнеры из разных стран одинаково понимали идеологию действий фирмы на рынке и способствовали развитию ее бизнеса? Невозможно заставить всех прочитать одни и те же книги и руководства. Так же невозможно заставить всех сделать из прочитанного одинаковые (нужные!) выводы. Глобальная система авторизованных учебных центров выполняет именно эту роль, формируя "правильную" систему ориентиров в конкретной области бизнеса. Именно поэтому крупные фирмы заинтересованы в авторизованном обучении. Compaq, например, вообще ставит подобное обучение обязательным условием партнерства.

 

PC Week: Могут ли преподаватели вносить в программу авторизованного курса какие-либо изменения, связанные с их личным опытом работы с российскими слушателями?

 

Б. Ф.: Выдающийся специалист может написать великолепную книгу о предмете, который он изучил глубочайшим образом. Но это будет его собственное представление о предмете, его собственный комментарий по определенной теме. Учебники, прилагаемые к курсу, написаны, может быть, не столь ярко и захватывающе, но они выражают позицию фирмы, а не автора. И в этом заключается их главная ценность.

 

PC Week: Зачем же тогда фирмы проводят регулярные семинары для преподавателей?

 

Б. Ф.: Преподаватель выступает от имени фирмы. Это трудно, поскольку он обязан в любой момент дать исчерпывающий ответ на любой вопрос типа: "А что по такому-то поводу думает фирма Novell?". Для того чтобы поддерживать "спортивную форму" своих преподавателей, фирмы проводят регулярные тренинги и встречи с первыми лицами фирмы.

Один из учебных классов фирмы "Микроинформ"

 

Это  -  как настройка рояля. Подавляющее большинство людей в мире обладает средним слухом. Спрашивается, почему же принято настраивать все инструменты на таком уровне, который способен оценить только человек с абсолютным слухом? Только для того, чтобы все инструменты в мире звучали одинаково. Так и у нас. Преподаватель нашего учебного центра встречается с "главным настройщиком" из Microsoft и "настраивает" свои курсы правильно.

 

PC Week: Выгоды авторизованного обучения для фирмы-производителя понятны. Выгодно ли для вас такое обучение?

 

Б. Ф.: Для нас деятельность учебного центра  -  реальный бизнес. В общем обороте "Микроинформа" его доля составляет приблизительно 60%, но, к сожалению, мы скорее исключение, чем правило. Авторизованное обучение в нашей стране  -  почти не разработанный сегмент рынка. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство других авторизованных центров обучения представляют собой обыкновенные центры подготовки персонала заказчиков.

 

PC Week: В чем же ваше принципиальное отличие от них?

 

Б. Ф.: Недавно мы вышли на уровень, когда учебный центр может жить самостоятельно, без финансовой подпитки от других видов деятельности. Для этого нам потребовалось восемь лет. Есть еще более существенное отличие нашего центра от других: "Микроинформ" выполняет также и интеграционные проекты, не будучи дилером или дистрибьютором ни одной из фирм, чьи авторизованные курсы читаются в нашем учебном центре. Я убежден, что учебный центр должен быть независимым. Если такой центр, являясь дистрибьютором определенной фирмы, приглашает учиться дилеров другого дистрибьютора, то чем он занимается на самом деле: учит или переманивает перспективного партнера?

 

PC Week: Как Вы объясняете такую ситуацию?

 

Б. Ф.: Неразвитостью нашего рынка. Для него сегодня обучение  -  всего лишь вспомогательная деятельность при других, гораздо более существенных, направлениях бизнеса: дистрибуции или системной интеграции. В будущем мы придем к нормальной модели авторизованного обучения. Им будут заниматься либо те фирмы, где обучение стало основной статьей бюджета, либо те, которые будут учить использованию своих собственных продуктов и технологий.

 

PC Week: Что в первую очередь мешает обучению превратиться в полноценный бизнес?

 

Б. Ф.: Обучение  -  это грандиозное предприятие, включающее в себя колоссальную работу по организации непрерывного графика, когда одна группа слушателей сменяет другую, причем слушатели приезжают со всей России. Добавьте к этому оборудование классов, которое меняется каждые полгода, и не потому, что изношено, а в силу морального старения, а также подготовку преподавателей. Все это требует громадных инвестиций. А кто в нынешних экономических условиях пойдет на вложение крупных средств при условии, что они возвратятся не раньше, чем через год-два? Вот и не получается пока победоносного шествия учебных центров по России.

 

PC Week: Как же вы выходите из положения?

 

Б. Ф.: Используем все возможности. Например, оборудование класса 3Com оценивается приблизительно в 200 тыс. долл. Полностью сменить его через полгода возможно лишь при тесном взаимодействии с фирмой-производителем. Сегодня чуть ли не для каждого курса из московского офиса Compaq поступает новейшая аппаратура, а по завершении курса мы отправляем ее обратно.

 

PC Week: Хочется пожелать вам успеха на трудном, но очень нужном пути развития обучающих центров в нашей стране.

 

Борису Фридману можно позвонить по телефону: (095) 235-7700.

 

Беседу провела Елена Покатаева

Версия для печати