МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ...
В конце 1996 г. по заказу корпорации Intel был проведен второй крупномасштабный опрос российских менеджеров, принимающих решения о закупках персональных компьютеров для своей компании (результаты опроса, состоявшегося в I квартале минувшего года, опубликованы в PC Week/RE, № 34/96, с. 15). Его итоги были оглашены 11 февраля на встрече регионального менеджера Intel в странах СНГ и Балтии Стива Чейза с российскими журналистами.
Как и в прошлый раз, опрос проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения и рыночных исследований (ВЦИОМ). Было опрошено 800 менеджеров в 13 городах нашей страны. Им задавалось пять вопросов:
1. Какими основными критериями вы руководствуетесь при выборе ПК?
2. Какова вероятность приобретения вами ПК-продуктов в первый же год их появления на рынке?
3. Какие уже выпускаемые или объявленные к выпуску в течение ближайших 12 месяцев микропроцессоры вам известны?
4. Если бы вам пришлось покупать ПК сегодня, микропроцессору какой компании вы отдали бы предпочтение?
5. Придаете ли вы особое значение при покупке нового ПК тому или иному логотипу, торговому названию или марке?
Распределение ответов на первый вопрос сведено в таблицу. Во главу угла российские менеджеры по-прежнему ставят не стоимость компьютера (для них это лишь четвертый по значимости фактор), а быстродействие процессора. (Можно только предположить, что усредненное мнение менеджеров из коммерческих структур, нацеленных на извлечение прибыли, несколько отличается от среднестатистических настроений государственных чиновников, заботящихся прежде всего о собственном комфорте.)
При ответе на второй вопрос почти трое из каждых четверых опрошенных заявили о своей готовности приобрести новые продукты в первый же год их появления на рынке (в Германии, по словам г-на Чейза, такую готовность проявляет лишь половина менеджеров).
В качестве процессора, который “первым пришел на ум”, 85% опрошенных назвали Pentium, Pentium Pro или Pentium MMX. Интересно отметить, что за время между опросами популярность 486-х процессоров снизилась более чем вчетверо - с 35% до 8%.
При покупке ПК предпочтение процессору Intel отдали бы 77% респондентов, процессорам других фирм - 19%, 4% опрошенных еще не определились с выбором. По результатам прошлого опроса эти цифры составили соответственно 66,25 и 9%.
С 56 до 77% возросла популярность логотипа Intel Inside, и с 38 до 58% увеличилось число тех, для кого важно наличие на ПК логотипа какой-либо известной фирмы.
Правда, реакция опрашиваемых на пятый вопрос как-то не вяжется с тем обстоятельством (см. распределение ответов на первый вопрос), что имя производителя является лишь девятым по важности фактором, предопределяющим выбор ПК.
В. М.
От редакции.
Количество широкомасштабных опросов, проводимых на российском компьютерном рынке, катастрофически мало. Получить достоверные аналитические данные очень трудно. Публикуя этот материал, мы прекрасно понимаем, что, возможно, следует учесть, “кто заказывал музыку”. В то же время ряд тенденций на рынке опрос отражает и может быть в целом полезен. Вы можете также прислать в редакцию свои ответы на эти вопросы.