(Субъективные заметки с выставки “Бухгалтерский учет и аудит”)

 

ПИСЬМО

 

Перед Новым годом я получил по электронной почте любопытное письмо. Цитирую: “Уважаемый господин Альтшулер! С большим интересом я и специалисты нашего ВЦ прочли Вашу статью "Если бы я был директором завода..." в журнале PC Week/RE. Перед нашим заводом в настоящий момент, так же как и перед Вашим воображаемым предприятием, очень остро встала проблема выбора интегрированной системы для автоматизации управления (АСУП). В результате многомесячного сбора и изучения информации о предлагаемых на российском рынке продуктах этого класса мы сократили число приемлемых, на наш взгляд, вариантов до двух  -  "Галактика" и R/3. Мы были бы очень признательны, если бы Вы раскрыли "тайну" Вашего выбора, сделанного в вышеупомянутой деловой игре, и дали его развернутое обоснование”.

 

Сначала письмо меня позабавило  -  неужели за пару часов организованного еженедельником круглого стола, который мы с Еленой Монаховой вели, можно походя решить проблему, которой “много месяцев” занимались специалисты ВЦ? Затем порадовало  -  какое доверие к прессе! Правда, подумав, я все-таки огорчился  -  до какой же степени надо верить в чудо (“прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно” выдаст единственно правильное решение, даже не спросив, как завод называется и что он выпускает) и насколько же надо не верить в себя?

 

ВЫБОР

 

В торговле уходит время “снимания пенок”, промышленность уже не может надеяться на государственную поддержку. В результате точки зрения бывших “красных директоров” и новых бизнесменов сближаются  -  надеяться можно только на себя, четкую организацию и оперативность. Все чаще наряду с привычным понятием “бухгалтерия” звучит другое  -  “финансовая бухгалтерия”.

 

Государству нужны от предприятия отчеты (а в конечном итоге  -  налоги), акционерам  -  дивиденды, кредиторам  -  возврат долгов, сотрудникам  -  зарплата, общественности  -  информация, и со всеми этими запросами бухгалтерия худо-бедно справляется. Но ни государство, ни акционеры, ни сотрудники, ни кредиторы ничего не получат от предприятия, если оно не будет эффективно управляться. А для управленцев “посмертной” (пост-фактум) бухгалтерской информации явно мало, им нужна подробная оперативная информация, чтобы планировать, контролировать, анализировать, корректировать процессы, происходящие на предприятии,  -  короче, управлять ими.

 

И тут возникает проблема  -  как выбрать именно ту систему, которая более всего подходит для конкретного предприятия?

 

До независимых маркетинговых агентств надо еще дожить (чтобы быть независимым, надо быть хорошо обеспеченным). Как же судить  -  по цене? По количеству модулей или функций? Но способ детализации каждый выбирает сам, поэтому мастера продаж на вопрос “сколько у вас модулей?” отвечают, как в старом анекдоте про торговых работников, “а сколько вам надо?”. К тому же не столь важно количество функций, сколько глубина проработки каждой из них, взаимосвязи между ними, степень интегрированности системы. А как все это узнать, не опробовав? Но как опробовать систему, одна документация которой состоит из 20 - 30 томов (это в два - три раза больше полного собрания сочинений А. П. Чехова). Только очень крупные заказчики могут позволить себе организовать этакую тестовую лабораторию, закупив и опробовав несколько систем (хотя бы на уровне пилотных версий),  -  многим это просто не по карману, да и времени жалко.

 

Проблема осложняется тем, что ключевые слова, характеризующие системы этого класса, произносятся различными разработчиками практически одни и те же:

 

- единая информационная среда предприятия;

 

- работа в режиме реального времени;

 

- независимость от вечно меняющегося законодательства;

 

- максимальное использование уже имеющихся на предприятии программно-технических средств;

 

- поэтапное внедрение системы по мере “созревания” управленческих структур предприятия;

 

- полная и качественная документация;

 

- интеграция с другими приложениями;

 

- обучение и поддержка.

 

Вот только смысл в эти слова все вкладывают разный. Как же сделать выбор? (Как, слабо разбираясь в музыке, отличить нового Шнитке от обычного поп-халтурщика?) По красоте выставочных стендов и изяществу слога рекламных буклетов? По деморолику? Лично я уже давно смотрю на программы мельком (повидал я их за 20 лет работы), а вот в глаза лидеров фирм и архитекторов систем всматриваюсь на редкость внимательно, пытаясь оценить два уровня: мышления и порядочности. Показательно, что “Новый Атлант” использует свою “Галактику”, “АйТи”  -  “БОСС”: для бухгалтерского учета, управления документооборотом, управления проектами и т. д. (Врач, проходящий курс лечения вместе с больными, лучше их понимает.)

 

В идеале новые финансовые системы масштаба предприятия (корпорации) внедряют один раз в десять лет. Нормальные системы не приходится менять при укрупнении предприятия или перестройке бизнеса. Я бы сравнил их с концертным органом. Он недешев, требует опытного настройщика, хорошего исполнителя и в турпоход его с собой не возьмешь (не гитара!), но все затраты и хлопоты окупаются разнообразием и бесконечным богатством возможностей. Поэтому речь идет не о выборе системы, а о поиске партнера “на всю жизнь”, о мере доверия.

 

СИСТЕМА И ЖИЗНЬ

 

Сегодня для предприятий первично финансовое управление (чтобы котировать свои акции на мировом рынке, нужна серьезная отчетность), поэтому акцент делается именно на эти модули. Сначала следует наладить учет затрат, а затем уже управление материальными потоками и сбыт. В системе R/3 есть множество функций, которые в реальной жизни не понадобятся. “Но что же делать,  -  говорит г-н Буркхардт, управляющий директор SAP СНГ,  -  если реальная жизнь очень сложна и система очень сложна? Мы обучили в своем сервис-центре уже более 100 местных специалистов, чтобы минимизировать собственное участие во внедрении. Пока мы еще не перешли в СНГ в фазу получения прибыли  -  зарабатываемые нами средства все еще меньше инвестиций SAP на развитие в России”.

 

В течение этого года SAP планирует выпустить новейший релиз R/3. Версию 3.1 (в нее войдут 25 Интернет-приложений, обеспечивающих обмен между предприятиями, клиентами, логистику и финансы) россияне получат одновременно с пользователями многих других стран.

 

На мою просьбу оценить ситуацию на российском рынке и попробовать сделать прогноз на год (кто имеет реальные шансы на успех?), г-н Буркхардт на редкость дипломатично ответил: “Мы стараемся предоставить максимум услуг клиентам, о других компаниях-поставщиках систем, западных или местных, ничего сказать не могу. Никто на Западе не использует R/3 так, как ее используют в России,  -  там нет ни бартерных сделок, ни системы взаимозачетов, но это не значит, что нашу систему нельзя настроить и на такое применение.

 

Думаю, что западные и российские компании, которые будут копировать наш путь, успеха не добьются. Когда в 1972 году SAP была создана, в ней работали всего пять человек. Ни IBM, ни HP о ней и думать не думали. И о том, что предприятия захотят иметь информационные системы, работающие в реальном масштабе времени, тоже. Но направление было выбрано правильно, и успех пришел. Сегодня в области клиент-серверных систем мы занимаем первое место в мире, контролируя треть мирового рынка. Разработка R/2 и R/3 идет уже 10 лет, в ней участвуют две тысячи специалистов. Тот, кто вчера увидел завтрашние возможности, имеет шанс на успех”.

 

(Кстати, мысль, высказанная г-ном Буркхардтом о том, что SAP готова к взаимодействию с местными партнерами, но на базе R/3 на верхних уровнях управления, едва ли не дословно совпадает с высказанной недавно в экономической прессе мыслью Т. Яппарова (“АйТи”) и М. Каменновой (“МетаТехнология”): “Оптимальное решение  -  это интеграция западной системы на верхнем уровне управления (напомню, речь идет о местных компаниях  -  И. А.) с российской системой на нижних уровнях”. Так что пусть российские системы пока поработают “начальниками участков” у западной системы  -  “директора”.)

 

“БОСС” ДЛЯ БОССА

 

“БОССов” (система для небольшого предприятия или подразделения крупного предприятия) у фирмы “АйТи”, по сравнению с набором на NetCom’e, стало заметно больше (“Кадровик”, “Бухгалтер”, “Кладовщик”, “Снабженец”, “Продавец”)  -  видимо, “БОССы” размножаются вегетативно. Доведен до коробочного вида и инструментарий (“БОСС-администратор”). Тем, у кого нет сети, предназначен вариант “БОСС-компания”, который можно установить на одном компьютере (“Кадровик” плюс “Бухгалтер”).

 

“Но все же генеральное направление нашего развития,  -  считает вице-президент “АйТи” Александр Миронов,  -  "БОСС-корпорация" на базе Oracle. Уже выпущены подсистемы "Управление персоналом" и "Финансовая бухгалтерия". Несмотря на трудоемкость разработки, планируется выпускать по две подсистемы каждый квартал  -  сначала появится "Контроллинг" (управление затратами), потом "Склад" и "Снабжение". В этом квартале начнем два или три крупных заказных проекта по "БОСС-корпорации". А работа с крупной добывающей компанией "Лукойл-Западная Сибирь", объединяющей 28 предприятий, уже началась. Мы провели обследование. В данном случае, в силу жесткой вертикальной схемы управления, автоматизация начинается сверху (с корпоративных функций и сметы затрат), а потом, если понадобится, "опустится" до участков”.

 

Новые версии уже эксплуатируемых программ “АйТи” выпускает ежеквартально (за это время успевают накопиться замечания и предложения пользователей). Заказные проекты, по мнению г-на Миронова, позволяют “обкатать” будущие тиражные продукты, но не забывают на фирме и о продаже “коробок”  -  они должны приносить четверть или даже треть общего дохода. Централизованного управления территориально распределенным предприятием пока нет (оно будет реализовано в “БОСС-корпорации”), но удаленный доступ был опробован  -  так, склады, расположенные в двух с лишним километрах от основного здания, работают в режиме удаленного доступа через соответствующие серверы удаленного доступа. И еще одна тенденция  -  идет сближение фирм, занимающихся решением задач АСУП и АСУТП, например, партнерами “АйТи” стали фирмы RTSoft в Москве и Нефтеавтоматика в Уфе.

 

ОВЛАДЕВАЯ СИТУАЦИЕЙ

 

Platinum работает в России с 1993 года. По словам менеджера Андрея Гершуна, сегодня в Platinum-Россия уже 130 сотрудников (в Москве, С.-Петербурге, Алма-Ате и Киеве). Практически вся техническая документация (очень большого объема) переведена на русский язык, добавлено описание процедуры использования системы. Система адаптирована к отечественным нормам бухгалтерского учета и отчетности. Есть горячая линия, услуги консалтинга оказываются как собственными силами, так и с привлечением партнеров. “Наша система,  -  говорит Андрей Гершун,  -  конечно, не коробочный продукт (хоть и поставляется в коробке), поэтому требуются дополнительные затраты на ее внедрение”.

 

Platinum SQL  -  универсальная система, работающая в онлайновом режиме; она настраивается на предприятие, а никак не наоборот. При использовании стандартных аппаратных средств Platinum SQL может свободно поддерживать более 200 одновременно работающих пользователей и осуществлять разноску нескольких тысяч операций в минуту. Не следует опасаться перегрузки сети, ибо нагрузка распределяется оптимально. Предусмотрено автоматизированное управление сервером: данная система автоматизирует выполнение повторяющихся операций с базой данных  -  таких, как дублирование (создание архивных копий) и проверка маршрутизации. Например, можно указать условия (допустим, слишком много заказчиков не произвели оплату в срок), при которых “агент” на сервере будет посылать “сообщение о финансовых проблемах”  -  таким образом, ситуацией можно овладеть мгновенно.

 

Двухуровневый клиент или трехуровневый, “толстый” он или “тонкий”  -  все это волнует разработчиков, но никак не пользователей и не тех, кто внедряет систему. Внедренцев волнует одно: сможет ли система в будущем обслуживать предприятие. “Platinum SQL,  -  уверен Андрей Гершун,  -  соответствует всем основным открытым стандартам для серверной и для клиентской части  -  это позволяет интегрировать систему практически с любым приложением под Windows, SQL Server или Sybase”.    

 

Игорь Альтшулер

 

К Игорю Альтшулеру, нижегородскому обозревателю PC Week/RE, можно обратиться по адресу: alsh@kis.ru.

(Окончание следует)

 

Разговорился я с менеджером одной из фирм “большой шестерки”, работающим с неким нижегородским предприятием и (не без ехидства) спросил: “Ну что, уже есть успехи?”. Менеджер оказался на высоте: “Я отвечу вам,  -  сказал он,  -  если вы укажете мне, кто реальный хозяин этого предприятия и чего он хочет”.

 

“Западные стандарты изучать надо, и MRPII  -  вещь хорошая, но разве можно все это использовать в России, имея запас материалов на половину рабочей смены?”

 

Александр Миронов, вице-президент “АйТи”

 

“Кто в этой стране может за что-нибудь заплатить?”  -  бросил в сердцах после разговора с посетителем выставки менеджер SAP. “Тот, кто может поверить, что наш завод перспективен и, следовательно, скоро будет платежеспособным”,  -  ответил посетитель.

Версия для печати