(Субъективные заметки с выставки “Бухгалтерский учет и аудит”)
ПИСЬМО
Перед Новым годом я получил по электронной почте любопытное письмо. Цитирую: “Уважаемый господин Альтшулер! С большим интересом я и специалисты нашего ВЦ прочли Вашу статью "Если бы я был директором завода..." в журнале PC Week/RE. Перед нашим заводом в настоящий момент, так же как и перед Вашим воображаемым предприятием, очень остро встала проблема выбора интегрированной системы для автоматизации управления (АСУП). В результате многомесячного сбора и изучения информации о предлагаемых на российском рынке продуктах этого класса мы сократили число приемлемых, на наш взгляд, вариантов до двух - "Галактика" и R/3. Мы были бы очень признательны, если бы Вы раскрыли "тайну" Вашего выбора, сделанного в вышеупомянутой деловой игре, и дали его развернутое обоснование”.
Сначала письмо меня позабавило - неужели за пару часов организованного еженедельником круглого стола, который мы с Еленой Монаховой вели, можно походя решить проблему, которой “много месяцев” занимались специалисты ВЦ? Затем порадовало - какое доверие к прессе! Правда, подумав, я все-таки огорчился - до какой же степени надо верить в чудо (“прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно” выдаст единственно правильное решение, даже не спросив, как завод называется и что он выпускает) и насколько же надо не верить в себя?
ВЫБОР
В торговле уходит время “снимания пенок”, промышленность уже не может надеяться на государственную поддержку. В результате точки зрения бывших “красных директоров” и новых бизнесменов сближаются - надеяться можно только на себя, четкую организацию и оперативность. Все чаще наряду с привычным понятием “бухгалтерия” звучит другое - “финансовая бухгалтерия”.
Государству нужны от предприятия отчеты (а в конечном итоге - налоги), акционерам - дивиденды, кредиторам - возврат долгов, сотрудникам - зарплата, общественности - информация, и со всеми этими запросами бухгалтерия худо-бедно справляется. Но ни государство, ни акционеры, ни сотрудники, ни кредиторы ничего не получат от предприятия, если оно не будет эффективно управляться. А для управленцев “посмертной” (пост-фактум) бухгалтерской информации явно мало, им нужна подробная оперативная информация, чтобы планировать, контролировать, анализировать, корректировать процессы, происходящие на предприятии, - короче, управлять ими.
И тут возникает проблема - как выбрать именно ту систему, которая более всего подходит для конкретного предприятия?
До независимых маркетинговых агентств надо еще дожить (чтобы быть независимым, надо быть хорошо обеспеченным). Как же судить - по цене? По количеству модулей или функций? Но способ детализации каждый выбирает сам, поэтому мастера продаж на вопрос “сколько у вас модулей?” отвечают, как в старом анекдоте про торговых работников, “а сколько вам надо?”. К тому же не столь важно количество функций, сколько глубина проработки каждой из них, взаимосвязи между ними, степень интегрированности системы. А как все это узнать, не опробовав? Но как опробовать систему, одна документация которой состоит из 20 - 30 томов (это в два - три раза больше полного собрания сочинений А. П. Чехова). Только очень крупные заказчики могут позволить себе организовать этакую тестовую лабораторию, закупив и опробовав несколько систем (хотя бы на уровне пилотных версий), - многим это просто не по карману, да и времени жалко.
Проблема осложняется тем, что ключевые слова, характеризующие системы этого класса, произносятся различными разработчиками практически одни и те же:
- единая информационная среда предприятия;
- работа в режиме реального времени;
- независимость от вечно меняющегося законодательства;
- максимальное использование уже имеющихся на предприятии программно-технических средств;
- поэтапное внедрение системы по мере “созревания” управленческих структур предприятия;
- полная и качественная документация;
- интеграция с другими приложениями;
- обучение и поддержка.
Вот только смысл в эти слова все вкладывают разный. Как же сделать выбор? (Как, слабо разбираясь в музыке, отличить нового Шнитке от обычного поп-халтурщика?) По красоте выставочных стендов и изяществу слога рекламных буклетов? По деморолику? Лично я уже давно смотрю на программы мельком (повидал я их за 20 лет работы), а вот в глаза лидеров фирм и архитекторов систем всматриваюсь на редкость внимательно, пытаясь оценить два уровня: мышления и порядочности. Показательно, что “Новый Атлант” использует свою “Галактику”, “АйТи” - “БОСС”: для бухгалтерского учета, управления документооборотом, управления проектами и т. д. (Врач, проходящий курс лечения вместе с больными, лучше их понимает.)
В идеале новые финансовые системы масштаба предприятия (корпорации) внедряют один раз в десять лет. Нормальные системы не приходится менять при укрупнении предприятия или перестройке бизнеса. Я бы сравнил их с концертным органом. Он недешев, требует опытного настройщика, хорошего исполнителя и в турпоход его с собой не возьмешь (не гитара!), но все затраты и хлопоты окупаются разнообразием и бесконечным богатством возможностей. Поэтому речь идет не о выборе системы, а о поиске партнера “на всю жизнь”, о мере доверия.
СИСТЕМА И ЖИЗНЬ
Сегодня для предприятий первично финансовое управление (чтобы котировать свои акции на мировом рынке, нужна серьезная отчетность), поэтому акцент делается именно на эти модули. Сначала следует наладить учет затрат, а затем уже управление материальными потоками и сбыт. В системе R/3 есть множество функций, которые в реальной жизни не понадобятся. “Но что же делать, - говорит г-н Буркхардт, управляющий директор SAP СНГ, - если реальная жизнь очень сложна и система очень сложна? Мы обучили в своем сервис-центре уже более 100 местных специалистов, чтобы минимизировать собственное участие во внедрении. Пока мы еще не перешли в СНГ в фазу получения прибыли - зарабатываемые нами средства все еще меньше инвестиций SAP на развитие в России”.
В течение этого года SAP планирует выпустить новейший релиз R/3. Версию 3.1 (в нее войдут 25 Интернет-приложений, обеспечивающих обмен между предприятиями, клиентами, логистику и финансы) россияне получат одновременно с пользователями многих других стран.
На мою просьбу оценить ситуацию на российском рынке и попробовать сделать прогноз на год (кто имеет реальные шансы на успех?), г-н Буркхардт на редкость дипломатично ответил: “Мы стараемся предоставить максимум услуг клиентам, о других компаниях-поставщиках систем, западных или местных, ничего сказать не могу. Никто на Западе не использует R/3 так, как ее используют в России, - там нет ни бартерных сделок, ни системы взаимозачетов, но это не значит, что нашу систему нельзя настроить и на такое применение.
Думаю, что западные и российские компании, которые будут копировать наш путь, успеха не добьются. Когда в 1972 году SAP была создана, в ней работали всего пять человек. Ни IBM, ни HP о ней и думать не думали. И о том, что предприятия захотят иметь информационные системы, работающие в реальном масштабе времени, тоже. Но направление было выбрано правильно, и успех пришел. Сегодня в области клиент-серверных систем мы занимаем первое место в мире, контролируя треть мирового рынка. Разработка R/2 и R/3 идет уже 10 лет, в ней участвуют две тысячи специалистов. Тот, кто вчера увидел завтрашние возможности, имеет шанс на успех”.
(Кстати, мысль, высказанная г-ном Буркхардтом о том, что SAP готова к взаимодействию с местными партнерами, но на базе R/3 на верхних уровнях управления, едва ли не дословно совпадает с высказанной недавно в экономической прессе мыслью Т. Яппарова (“АйТи”) и М. Каменновой (“МетаТехнология”): “Оптимальное решение - это интеграция западной системы на верхнем уровне управления (напомню, речь идет о местных компаниях - И. А.) с российской системой на нижних уровнях”. Так что пусть российские системы пока поработают “начальниками участков” у западной системы - “директора”.)
“БОСС” ДЛЯ БОССА
“БОССов” (система для небольшого предприятия или подразделения крупного предприятия) у фирмы “АйТи”, по сравнению с набором на NetCom’e, стало заметно больше (“Кадровик”, “Бухгалтер”, “Кладовщик”, “Снабженец”, “Продавец”) - видимо, “БОССы” размножаются вегетативно. Доведен до коробочного вида и инструментарий (“БОСС-администратор”). Тем, у кого нет сети, предназначен вариант “БОСС-компания”, который можно установить на одном компьютере (“Кадровик” плюс “Бухгалтер”).
“Но все же генеральное направление нашего развития, - считает вице-президент “АйТи” Александр Миронов, - "БОСС-корпорация" на базе Oracle. Уже выпущены подсистемы "Управление персоналом" и "Финансовая бухгалтерия". Несмотря на трудоемкость разработки, планируется выпускать по две подсистемы каждый квартал - сначала появится "Контроллинг" (управление затратами), потом "Склад" и "Снабжение". В этом квартале начнем два или три крупных заказных проекта по "БОСС-корпорации". А работа с крупной добывающей компанией "Лукойл-Западная Сибирь", объединяющей 28 предприятий, уже началась. Мы провели обследование. В данном случае, в силу жесткой вертикальной схемы управления, автоматизация начинается сверху (с корпоративных функций и сметы затрат), а потом, если понадобится, "опустится" до участков”.
Новые версии уже эксплуатируемых программ “АйТи” выпускает ежеквартально (за это время успевают накопиться замечания и предложения пользователей). Заказные проекты, по мнению г-на Миронова, позволяют “обкатать” будущие тиражные продукты, но не забывают на фирме и о продаже “коробок” - они должны приносить четверть или даже треть общего дохода. Централизованного управления территориально распределенным предприятием пока нет (оно будет реализовано в “БОСС-корпорации”), но удаленный доступ был опробован - так, склады, расположенные в двух с лишним километрах от основного здания, работают в режиме удаленного доступа через соответствующие серверы удаленного доступа. И еще одна тенденция - идет сближение фирм, занимающихся решением задач АСУП и АСУТП, например, партнерами “АйТи” стали фирмы RTSoft в Москве и Нефтеавтоматика в Уфе.
ОВЛАДЕВАЯ СИТУАЦИЕЙ
Platinum работает в России с 1993 года. По словам менеджера Андрея Гершуна, сегодня в Platinum-Россия уже 130 сотрудников (в Москве, С.-Петербурге, Алма-Ате и Киеве). Практически вся техническая документация (очень большого объема) переведена на русский язык, добавлено описание процедуры использования системы. Система адаптирована к отечественным нормам бухгалтерского учета и отчетности. Есть горячая линия, услуги консалтинга оказываются как собственными силами, так и с привлечением партнеров. “Наша система, - говорит Андрей Гершун, - конечно, не коробочный продукт (хоть и поставляется в коробке), поэтому требуются дополнительные затраты на ее внедрение”.
Platinum SQL - универсальная система, работающая в онлайновом режиме; она настраивается на предприятие, а никак не наоборот. При использовании стандартных аппаратных средств Platinum SQL может свободно поддерживать более 200 одновременно работающих пользователей и осуществлять разноску нескольких тысяч операций в минуту. Не следует опасаться перегрузки сети, ибо нагрузка распределяется оптимально. Предусмотрено автоматизированное управление сервером: данная система автоматизирует выполнение повторяющихся операций с базой данных - таких, как дублирование (создание архивных копий) и проверка маршрутизации. Например, можно указать условия (допустим, слишком много заказчиков не произвели оплату в срок), при которых “агент” на сервере будет посылать “сообщение о финансовых проблемах” - таким образом, ситуацией можно овладеть мгновенно.
Двухуровневый клиент или трехуровневый, “толстый” он или “тонкий” - все это волнует разработчиков, но никак не пользователей и не тех, кто внедряет систему. Внедренцев волнует одно: сможет ли система в будущем обслуживать предприятие. “Platinum SQL, - уверен Андрей Гершун, - соответствует всем основным открытым стандартам для серверной и для клиентской части - это позволяет интегрировать систему практически с любым приложением под Windows, SQL Server или Sybase”.
Игорь Альтшулер
К Игорю Альтшулеру, нижегородскому обозревателю PC Week/RE, можно обратиться по адресу: alsh@kis.ru.
(Окончание следует)
Разговорился я с менеджером одной из фирм “большой шестерки”, работающим с неким нижегородским предприятием и (не без ехидства) спросил: “Ну что, уже есть успехи?”. Менеджер оказался на высоте: “Я отвечу вам, - сказал он, - если вы укажете мне, кто реальный хозяин этого предприятия и чего он хочет”.
“Западные стандарты изучать надо, и MRPII - вещь хорошая, но разве можно все это использовать в России, имея запас материалов на половину рабочей смены?”
Александр Миронов, вице-президент “АйТи”
“Кто в этой стране может за что-нибудь заплатить?” - бросил в сердцах после разговора с посетителем выставки менеджер SAP. “Тот, кто может поверить, что наш завод перспективен и, следовательно, скоро будет платежеспособным”, - ответил посетитель.