23 января в помещении Политехнического музея прошел первый семинар “Internet и банки”, организованный газетой Computer Week.
Для участия в нем были приглашены ряд московских банков, фирмы - разработчики финансовых программных продуктов, эксперты, представители специализированной прессы.
Обзор и анализ мировой практики, российские особенности, вопросы безопасности, опыт первых практических шагов и перспективы дальнейшего использования - об этом в русле темы семинара вели разговор его участники.
Об электронных технологиях в бизнесе рассказал ответственный секретарь газеты Computer Week В. Миронос. К этим технологиям относятся системы электронного обмена данными (EDI) для внутренней (взаимодействие с удаленными подразделениями) и внешней деятельности предприятия, специализированные электронные системы (SWIFT, Reuter, NASDAQ), карточные платежные системы.
С развитием Internet появился новый вид коммерческой деятельности - электронная коммерция. Г-н Миронос привел некоторые статистические данные о готовности населения США совершать покупки через Internet. Согласно этим данным, 27% населения уже покупали через Internet, 40% - будут покупать в 1997 г. и 55% - в последующие пять лет. Что же касается банков, то доля их клиентов, использовавших Internet хотя бы для получения информации, в 1996 г. равнялась 3%. Доля транзакций через Internet составила в 1995 г. 1%, а в 1998 г. предполагается, что она составит 6%.
Безопасность электронных систем остается одной из главных проблем для банков, и, поскольку Internet является открытой средой, ее система защиты должна носить глобальный характер.
Нужна ли банкам Internet? Ответ таков: сейчас в США 10 млн. постоянных пользователей Internet - они-то и рассматриваются в качестве потенциальных клиентов. Кроме того, привлекают новые формы обслуживания, маркетинговые возможности, экономия затрат на развитие инфраструктуры. Сейчас в Internet работает около 500 банков, но только несколько из них перешли к проведению транзакций, связанных с денежными расчетами. Чисто интернетовский виртуальный банк SFNB (Security First Network Bank), работающий чуть больше года, насчитывает около 1000 постоянных клиентов. Возвращаясь на родную почву, г-н Миронос сообщил, не вдаваясь в подробности, что сейчас около трех десятков российских финансовых учреждений представлены в Internet. Каковы же их первые шаги в Сети?
Что касается фирм - производителей финансовых программных продуктов и услуг, то на семинаре присутствовали представители трех из них.
Фирма РДТЕХ разрабатывает систему для оплаты покупок в магазине с помощью кредитных карточек через Internet (покупатель - магазин - банк). Выступление представителя фирмы Б. Филимонова касалось анализа развития электронных систем на основе Internet. Принимая во внимание особенности развития банковского дела в России, г-н Филимонов считает возможным избежать широкого распространения филиалов банков и банкоматов, как это имеет место на Западе, поскольку скоро их функции возьмет на себя сетевой компьютер, стоящий на столе пользователя и позволяющий производить все расчеты через Internet.
Уже год как фирма “Диасофт” представлена в Internet своим Web-сервером. В программу его развития заложены функции как традиционные (предоставление общей информации о компании, адресных реквизитов, рекламы продукции, сообщений о презентациях и семинарах), так и специализированные (служба сопровождения и служба обратной связи с пользователями). Запланированы следующие разработки с использованием Internet: Web-версия системы DiasoftCLIENT, упрощенная версия системы для частных вкладчиков, заказные финансовые системы.
Из сообщения С. Мирина, представляющего фирму “Бизнес-Сервис”, следует, что наши страховые компании стоят лишь на пороге Internet. Далеко не все они имеют электронный адрес и только некоторые из них поддерживают свои Web-узлы. Г-н Мирин подробно рассказал об этапах создания Web-представительства в Internet и об открываемых ею возможностях (связь страховой компании со своими агентами, интерактивное взаимодействие с клиентами на стадии обсуждения и составления страховых договоров, рекламная и просветительская работа).
Вопросы безопасности при работе в Internet, так или иначе затронутые каждым из выступивших на семинаре, были предметом обсуждения С. Полунина из Института космических исследований РАН. Он изложил свой взгляд на безопасность Internet, рассматривая ее как киберпространство со своими законами развития, факторами нападения (хакеры и подпольные компьютерные клубы) и защиты (координационные и исследовательские центры, фирмы - производители специального программного обеспечения по безопасной работе, фирмы - консультанты по организации Web-серверов и их защите от несанкционированного доступа). Наибольший урон узлам Internet наносят хаотичные случаи несанкционированного доступа, чаще всего имеющие некоммерческий характер. Исследование 1,5 тыс. Web-узлов, проведенное независимым специалистом Дэном Фармером (США), показало, что две трети этих узлов не исключают возможность несанкционированного доступа и проникнуть на них можно в течение 10 секунд. Приложив более значительные усилия, можно проникнуть на три четверти узлов. Возможна ли вообще надежная защита узлов Internet? Возможна, но в большинстве случаев она обеспечивается собственным квалифицированным персоналом фирмы. Характер развития Internet предполагает, что вы постоянно должны следить за системой, обеспечивающей защиту вашего узла. Комплексных систем обеспечения безопасности, которые можно было бы предложить банкам для работы с Internet, пока нет. В нашей стране положение усугубляется еще и тем, что упомянутые факторы защиты находятся у нас в зачаточном состоянии или отсутствуют вовсе.
В программе семинара было заявлено три доклада представителей трех московских банков. Однако ни одно из этих выступлений не состоялось по причине отсутствия докладчиков.
Поэтому вопрос о том, нужна ли нашим банкам Internet и в каком качестве, остался открытым.
Наталья Шестопалова