Консультант московского представительства Barents Group Сергей Субботин - человек, прекрасно осведомленный в проблемах автоматизации внутреннего учета (бэк-офиса) компаний - членов НАУФОР. Более того, хотя его должность председателя подкомитета НАУФОР по бэк-офису пока является общественной, именно на г-на Субботина в значительной мере ляжет ответственность за грядущую сертификацию коммерческих программных продуктов для бэк-офиса. Поэтому редакция PC Week/RE обратилась к г-ну Субботину с просьбой прокомментировать современное состояние дел и перспектив внедрения информационных технологий в области автоматизации бэк-офиса.
PC Week: Как строятся взаимоотношения западных правительственных учреждений и консалтинговых компаний с участниками российского фондового рынка?
Сергей Субботин: В Barents Group я участвую в проекте, связанном с расчетно-депозитарными организациями. Штатных сотрудников, отвечающих за бэк-офис, в НАУФОР пока нет. Я являюсь независимым экспертом, консультантом, привлеченным в рамках соглашения Barents Group и НАУФОР. Подобное соглашение существует в области внутреннего учета и работы и между Arthur Andersen и финансово-операционным комитетом НАУФОР. Barents Group специализируется на создании саморегулирующихся организаций (СРО) и расчетно-депозитарных систем по всему миру (в том числе и в России). На Западе саморегулирующиеся организации брокеров выполняют функции, которые сейчас у нас распределены между Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ), Минфином и Центробанком. Там все регулируется законодательством и стандартами, которые СРО обязаны выполнять. В случае невыполнения следует жесткое наказание. В России же все регулируется на уровне соглашений и договоренностей, поскольку НАУФОР пока не получила в ФКЦБ лицензию, подтверждающую ее право называться СРО.
Эксперты Barents Group готовят проекты, теоретическую базу, методологию и рекомендации. Но за всем этим стоят USAID или Мировой банк, которые финансируют эти проекты. Помощь НАУФОР осуществляется, по всей видимости, в рамках общего проекта развития фондового рынка.
PC Week: Каково состояние дел с автоматизацией в компаниях - членах НАУФОР?
С. С.: Автоматизация внутреннего учета в этих фирмах варьируется в широком диапазоне - от вполне удовлетворительной до вопиюще отсталой. Это связано с тем, что пока автоматизация деятельности - внутреннее дело компаний, а НАУФОР за этим не следит. У крупных брокеров, которые, по сути, являются инвестиционными банками (“Ренессанс”, “Тройка-Диалог” и др.), либо есть ПО класса Platinum, либо какое-то подобное, пользующееся, как говорится, широкой популярностью в узких кругах. Стоимость настройки такого ПО, по оценкам экспертов, исчисляется миллионами долларов, а от закупки программы до настройки на действующий план счетов проходит около года. Кроме того, требуется постоянное обновление и перенастройка. Но заплатить миллион долларов в течение года могут не более десяти компаний. Компаниям, имеющим банковские лицензии, проще - у них есть какая-нибудь АБС (автоматизированная банковская система). Создают ли они дополнительные подпрограммы для работы с ценными бумагами - неизвестно, поскольку банки свято хранят свои тайны. Что касается других крупных компаний, то в 1993 - 1995 гг. они писали ПО своими силами, обычно на базе Paradox или Access. Но с ростом оборотов такие программы оказываются уже не в состоянии обработать поток информации. Тогда брокеры обращаются к крупным разработчикам. Но сведения об этих разработках тоже держатся в тайне.
Вообще написание ПО для бэк-офиса - задача сложная, потому что хотя учет операций с ценными бумагами и схож по методологии с бухгалтерским, но специфичен и требует от профессионального разработчика учетного ПО пересмотреть отношение к учету в принципе. По моим наблюдениям, наиболее эффективный путь создания такого ПО - это привлечь для написания ТЗ специалиста, разбирающегося в учете на уровне хорошего аудитора и имеющего представление о программировании, а затем уже применять программные средства. Но таких разработок, которые можно настраивать, добавлять в них новые отчеты и функции, единицы.
PC Week: Существуют ли сегодня полнофункциональные программы для бэк-офиса инвестиционных компаний и сколько они стоят?
С. С.: После того как были приняты стандарты внутреннего учета НАУФОР, сразу раздались голоса некоторых разработчиков, заявивших о наличии ПО, удовлетворяющего этим стандартам. Чтобы исключить ситуации, когда компания покупает за большие деньги программу, а потом выясняется, что к стандартам она имеет лишь отдаленное отношение, было принято решение о том, что все коммерческие программные продукты должны пройти через процедуру сертификации. Эта процедура предполагает методологическую проверку, техническую сторону никто оценивать не собирается. После объявления о сертификации разработчики сразу же взяли тайм-аут, и пока в НАУФОР никто из них программ не предоставил. Поэтому говорить о готовом ПО, равно как и о его стоимости, преждевременно.
PC Week: Когда будет сформирована комиссия по сертификации?
С. С.: Комиссия должна быть сформирована к концу февраля. Учитывая важность задачи, мы решили в течение месяца собрать побольше заявок на участие экспертов в ее работе. В комиссию войдут в первую очередь сотрудники отделов бэк-офиса инвестиционных компаний. Регулярность заседаний комиссии - один раз в месяц. На них будут утверждаться решения экспертной группы, которая, собственно, и будет проводить методологическую проверку ПО. Поэтому в экспертной группе предполагается 20 участников, а в комиссии - всего 9. Возможно, в состав рабочей группы войдут и программисты, работающие в инвестиционных компаниях.
PC Week: Есть и другое решение проблемы выбора ПО - тендер. Почему НАУФОР не пошла этим путем?
С. С.: Выбор ПО является сугубо внутренним делом компании. Стандарты НАУФОР говорят только одно: есть методология, есть правила. Соответствие им можно обеспечить даже в бумажном варианте (например, в маленькой компании). Что касается тендера или выбора трех-четырех продуктов, то НАУФОР не хочет создавать никаких монополий. Нетрудно провести аналогию с рынком бухгалтерских программ. Есть признанные лидеры (“1С”, “Парус”), а есть региональные разработчики, выпускающие продукты, которые имеют хождение в рамках одного региона. Пусть лидеры возникнут естественным образом, НАУФОР не станет специально рекомендовать те или иные программные продукты. Более того, НАУФОР категорически открещивается от технических заключений.
Ассоциация берет на себя только проверку учета в компаниях на предмет его соответствия принятым стандартам. Однако детально разработанных процедур проверки компаний ни у ФКЦБ, ни у НАУФОР нет. Есть только общие принципы. Проверку ФКЦБ поручила аудиторам, которые, правда, об этом пока не знают. Но не надо забывать, что аудиторской проверке подлежит довольно узкий круг компаний с большим оборотом. Процедура сертификации ПО задумывалась, в частности, и для того, чтобы облегчить такую проверку.
PC Week: Но тогда выбор единого программного продукта для бэк-офиса еще больше упростил бы проверку деятельности компаний.
С. С.: Выбор единого продукта вызвал бы громадное возмущение. Что тогда делать тем, кто уже купил ПО или разработал свой пакет, который их вполне устраивает? У ФКЦБ были предложения о едином продукте, но когда стало ясно, что на ПО уже потрачены миллионы долларов, стало ясно и то, что возместить их невозможно. Более того, перестройка внутреннего учета под новый ПП может парализовать работу компании на срок до месяца. Дискуссия на эту тему началась еще летом прошлого года, и ассоциация пришла к тому, что тендер нереализуем. К тому же у НАУФОР нет на него средств. Тем не менее у региональных компаний есть возможность объединиться и провести под эгидой регионального отделения НАУФОР свой тендер. Но это потребует очень больших организационных усилий. В то же время крупные брокеры базируются в четырех городах: Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Именно для этих компаний проблема автоматизации бэк-офиса стоит особенно остро. В принципе они вполне могут объединиться и провести свои региональные тендеры. В других регионах ситуация с автоматизацией бэк-офиса стоит не так остро. Поэтому, в частности, мы не можем реализовать единый тендер под эгидой НАУФОР.
PC Week: Как будет организована сертификация? Будет ли о ней объявлено громогласно?
С. С.: У нас есть официальное издание “Вестник НАУФОР” и сервер в Internet ( http://www.rtsnet.ru ). В рамках ассоциации о сертификации знают практически все. Разработчики начали интересоваться сертификацией с лета прошлого года, когда встал этот вопрос. Первым откликнулась фирма “ЦентрИнвест Софт”, входящая в группу “ЦентрИнвест”, являющуюся членом НАУФОР. Есть интерес со стороны “1С” и “Диасофт”. Последняя, по непроверенным данным, уже пишет ПО для одного из московских брокеров.
Сейчас происходит взаимодействие двух профессиональных миров - разработчиков и брокеров. Информация между ними пока в значительной степени распространяется по личным каналам. В течение февраля - марта два-три “первопроходца” шагнут в огонь сертификации. Но поскольку оцениваться будет именно методология, то в их адрес, скорее всего, посыплется масса замечаний и нареканий. Проверку планируется проводить по тестам, которые подготовит Arthur Andersen. Тесты засекречивать никто не намерен, они, возможно, будут опубликованы.
НАУФОР не будет оценивать качество интерфейса того или иного ПО. Но мы обратимся к разработчикам с просьбой предоставлять демоверсию и документацию для передачи представителям инвестиционных компаний. Пользователь сможет сделать выбор сам.
С Сергеем Субботиным можно связаться по адресу: http://subbotin@rtsnet.ru.
Определения
(из стандартов внутреннего учета для членов НАУФОР)
Бэк-офис - подразделение, ответственное лицо или группа лиц, на которых возложена функция ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами брокера или дилера.
Основные правила и требования к ведению внутреннего учета
...Брокеры и дилеры обязаны вести точный и своевременный учет проводимых ими операций с ценными бумагами в денежном и количественном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в регистрах внутреннего учета.
...Главные задачи внутреннего учета - формирование полной и достоверной информации о результатах операций с ценными бумагами, необходимой для оперативного руководства и управления компанией, составления точной и своевременной отчетности перед клиентами компаний, а также для обеспечения контроля со стороны НАУФОР за деятельностью компаний на рынке ценных бумаг.
....Внутренний учет операций с ценными бумагами ведется брокерами и дилерами отдельно и в дополнение к бухгалтерскому учету.