Пытаясь разобраться в проблемах автоматизации рынка ценных бумаг, мы встретились с Алексеем Телятниковым, генеральным директором Технического центра ПАУФОР, и Петром Рылько, председателем финансово-операционного комитета НАУФОР, и задали несколько вопросов.
Алексей Телятников (слева) и Петр Рылько: "Сотрудники бэк-офисов гордо именуют себя бэк-офицерами"
PC Week: После принятия стандартов НАУФОР по бэк-офису на первый план вышла тема автоматизации внутреннего учета брокерских компаний. Какие пути руководство ассоциации предлагает для внедрения информационных технологий в этой сфере?
Петр Рылько: Фондовый рынок России появился совсем недавно, а существующие системы внутреннего учета оказались не приспособленными к его специфике. Бухгалтерский учет не в состоянии выполнить функции внутреннего планирования денежных потоков, минимизации риска и обеспечения прозрачности операций брокерских компаний. Поэтому нам пришлось заняться разработкой стандартов и методик внутреннего учета (так называемого бэк-офиса). В первой половине 1996 г. был создан специальный подкомитет НАУФОР по бэк-офису и расчетно-депозитарным организациям, который и разработал требуемые стандарты, принятые осенью того же года. Поскольку стандарты описывают лишь минимальные требования к бэк-офису (журналы, регистры и т. д.), были разработаны методические рекомендации к этим стандартам.
Большинство компаний - членов НАУФОР хотели бы иметь готовые программные продукты со встроенными учетными формами, чтобы самим не заниматься их созданием и тем более не вести учет в бумажной форме. С конца 1996 г. наблюдается быстрый рост спроса на такие ПП. Хотя рынка ПО для бэк-офиса еще нет, перед НАУФОР, обязанной предоставлять своим членам консультационные услуги и поддержку, уже возникла проблема его регулирования. Мы просто обязаны помочь членам НАУФОР выбрать именно те продукты, которые соответствуют стандартам бэк-офиса.
PC Week: Какие варианты создания ПО для автоматизации бэк-офиса были рассмотрены НАУФОР?
П. Р.: НАУФОР проанализировала несколько возможных подходов к решению проблемы автоматизации бэк-офиса. Первое предложение сводилось к тому, чтобы самим написать программный продукт, но оно было отклонено, поскольку существуют специализированные компании - разработчики учетного ПО, которые могут сделать это быстрее и профессиональнее. Поэтому мы выбрали путь сертификации ПО, причем только такого, которое предназначено для продажи. (Речь не идет о проверке всех продуктов, используемых брокерами.) Более того, мы вовсе не намерены на основании установленного ПО делать вывод о качестве внутреннего учета в компании. Это совершенно разные вещи.
PC Week: А почему бы не провести тендер?
Алексей Телятников: Поясню на примере. Если бы мы выбрали одного-единственного телекоммуникационного провайдера, то это оказалось бы невыгодно для членов НАУФОР. Монополист сразу же взвинтил бы цены (что и происходит на некоторых биржах). Опыт нашего взаимодействия с телекоммуникационными субподрядчиками показал, что привлечение нескольких фирм позволяет сбить цены на их услуги. (Сегодня в Москве мы пользуемся услугами четырех провайдеров.) То же самое, я считаю, должно произойти и с ПП для бэк-офиса. Пусть их будет несколько, а НАУФОР и Технический центр возьмут на себя сертификацию, проверив их функциональную пригодность. Продукты-претенденты будут проверены на тестовых примерах, реализующих стандартные проводки. Нас интересует только сухой остаток: возможности программы предоставлять формы отчетности, предусмотренные стандартами бэк-офиса.
PC Week: Как будет решаться проблема совместимости ПО для осуществления сделок и внутреннего учета?
А. Т.: Уже существуют ПП для бэк-офиса, которые могут взаимодействовать с терминалом РТС таким образом, что сделка фиксируется не только в базе данных РТС, но и во внутренней БД компании с автоматической генерацией договора и т. д. Скорее всего, мы будем сертифицировать ПП еще и на совместимость с программным обеспечением РТС. Возможно, будет градация сертификатов. Также не исключено, что в перспективе мы и сами начнем разрабатывать ПО для бэк-офиса, в первую очередь модули ввода и сопряжения баз данных. Если говорить о том, какими качествами должны обладать продукты, которые смогут завоевать максимальную долю рынка, то в первую очередь это открытый интерфейс и возможность интеграции с расчетными, депозитарными и торговыми системами.
PC Week: Когда реально НАУФОР начнет контролировать внутренний учет компаний?
П. Р: Вначале должен решиться вопрос предоставления НАУФОР статуса саморегулирующейся организации. Этот вопрос ФКЦБ, как ожидается, решит до лета. В результате стандарты НАУФОР станут нормативными документами и проверки приобретут статус государственных, поскольку государство делегирует эту функцию НАУФОР как саморегулирующейся организации. А пока идет адаптация к новым стандартам. Мы сейчас начинаем кампанию их популяризации, например в рамках серии семинаров.
С Петром Рылько можно связаться по телефону: (095) 232-6469 или по адресу: rylko@rtsnet.ru.
С Алексеем Телятниковым можно связаться по телефону: (095) 232-6469 или по адресу: pytely@rtsnet.ru.