Поклонников у “подруги” хоть отбавляй  -  уж очень она хороша!

 

Впервые я столкнулся с компьютером “Амига” (по-испански подруга) в 1991 г. Тогда программы на “двушках” с простенькой анимацией в режиме 320х200 и писком спикера, имитирующим звуковое сопровождение, казались верхом совершенства. Но занесенная неведомыми ветрами из Парижа в компанию, где я тогда трудился, неказистая с виду “Амига” перевернула все мои представления о мультимедийных возможностях персоналок, хотя даже термин “мультимедиа” в то время практически не использовался.

 

Невероятно быстрая даже для сегодняшних Пентиумов (!) графика, стереозвук, возможность совместной работы с телевизионными системами, удобная операционная система  -  все это сильно впечатляло. Надо отметить, что несмотря на громогласные восторги по поводу стремительного роста производительности современных процессоров, во многих приложениях, связанных в первую очередь с графикой, “Амига” оставляет далеко позади как “писишки”, так и Маки.

 

Компьютер “Амига” был создан четырьмя калифорнийцами  -  Джеем Майнером, разработчиком микросхем для домашних компьютеров, Р. Дж. Микэлсом, программистом, и еще двумя специалистами  -  Дэйвом Морсом и Карлом Сэсенресом. По уровню профессионализма компания отличалась в лучшую сторону от бэйсик-фанатов и любителей “наколенной” сборки компьютеров в гаражах. Эти люди сразу поставили перед собой задачу создать компьютер с неслыханными по тем временам возможностями. Они проанализировали архитектуры всех машин для домашнего использования и пришли к выводу, что их общий недостаток  -  главенствующая роль центрального процессора при выполнении несвойственных ему операций. Сегодня фирма Intel специально встраивает MMX-команды, позволяющие ускорить обработку графической и звуковой информации, но настоящие компьютерные профессионалы еще 15 лет назад поняли, что этот путь заводит в тупик. Создатели “Амиги” возложили всю тяжесть процессов обработки графической и звуковой информации на набор специализированных микросхем (так называемый чипсет), максимально разгрузив процессор от ненужной работы. Благодаря этому даже самые первые версии “Амиги”, имеющие процессор с тактовой частотой на уровне IBM PC XT, позволяли создавать уникальные мультимедийные произведения, недоступные сегодняшним 486-м персоналкам.

 

Концепция чипсета, стандартного и легкозаменяемого набора микросхем, расположенного на одной системной плате и управляющего графикой и звуком независимо от процессора, оказалась очень плодотворной. В самом начале 1984 г. на выставке Consumer Electronic Show “Амига” была впервые продемонстрирована уважаемой публике. Видеоролик “Боинг” с прекрасным звуковым сопровождением вошел во все анналы мультимедийной классики. С этого момента начался путь “Амиги” к успеху. Известная фирма Commodore приобрела все права на новую машину, и через год новая версия этого компьютера  -  Amiga 1000  -  буквально поразила всех специалистов. Ее возможности как домашнего недорогого компьютера казались просто уникальными. Четырехканальный стереозвук, мышь, входящая в стандартный комплект поставки (“Амига” была первой машиной, в которой осуществилась эта идея), поддержка режима 4096 цветов и, главное, графическая многозадачная операционная система.

 

Спрос на “Амигу” превысил все ожидания, и этот компьютер продолжал быстро совершенствоваться. Рос объем памяти (2, 4, 8 Мб), хотя постоянно улучшаемая ОС прекрасно себя чувствовала и в 2 Мб. Объем жесткого диска достиг нескольких сотен мегабайт, чипсет AGA позволял выводить 262 000 цветов из 16-миллионной палитры. Последние версии “Амиги” поддерживают 24-разрядную графику при разрешении 1280х1024, обеспечивают многоканальный 16-разрядный звук. В модели “Амиги” встраивается видеомодулятор, позволяющий соединять компьютер с телевизором или видеомагнитофоном, причем имеется возможность выдачи стандартного видеосигнала на внешнее устройство программным путем, что идеально подходит для создания компьютерных эффектов на телевидении. Сейчас готовятся к выпуску новые модели, созданные на базе PowerPC с тактовой частотой до 225 МГц. Планируются также версии “Амиги” на RISC-процессорах.

 

Однако пару лет назад фирма Commodore допустила ряд маркетинговых ошибок. Довольно типичная из них  -  закрытость архитектуры “Амиги” и тщательно скрываемые технологические новинки, закладываемые в новый компьютер. В силу этой и ряда других причин Commodore обанкротилась, и судьба “Амиги” некоторое время оставалась неясной. Но уж очень хороша была “подруга”, чтобы на нее не “положили глаз” более состоятельные претенденты. В мае 1995 г. немецкая фирма Escom за 10 млн. долл. выкупила все акции “Амиги” и создала дочернюю компанию Amiga Technologies. За полгода 100 тысяч компьютеров Amiga 1200 и Amiga 4000 были распроданы только по предварительным заказам.

 

Одной из главных составляющих успеха “Амиги” является ее операционная система Amiga OS (или WorkBench). Эта ОС представляет собой графическую многозадачную операционную систему, в основе которой лежит UNIX. Если в Windows NT или макинтошевской System 7 при запуске двух-трех активно работающих параллельных задач на компьютере с 20 Мб памяти паузы при работе даже в текстовом редакторе становятся невыносимыми, то в аналогичной ситуации при работе в Amiga OS никаких задержек не ощущается. В Windows же пользователю постоянно приходится ждать. Ждать, когда загрузятся офисные программы, ждать, когда перерисуется окно, ждать, когда произойдет переключение на нужное приложение, ждать, когда закончится очередная перекачка SWAP-файла... На все это уходят минуты, незаметно складывающиеся в часы и дни потерянного времени. На “Амиге” же про слово “ждать” вообще можно забыть, настолько эффективно реализованы загрузка программ, переключение между ними, поддержка многозадачности.

 

Вообще дружелюбность ОС “Амиги” значительно выше, чем, например, Windows. На IBM PC любая программа норовит при своей инсталляции записать в каталог WINDOWS кучу разной дряни, которую потом оттуда ни за что не вытащить, даже при наличии деинсталлятора. На “Амиге” же подобное безобразие невозможно в принципе, здесь ни одно из приложений не ухудшает “экологию” файловой системы.

 

Для WorkBench имеется много оболочек, по своим возможностям значительно превосходящим Norton и другие широко известные в России продукты аналогичного профиля. ОС “Амиги” предоставляет программистам неограниченный доступ практически ко всем ресурсам машины, что, в принципе, может “стимулировать” написание хитроумных вирусов, но все продукты, распространяемые для WorkBench (в основном shareware-способом), написаны очень аккуратно и дружелюбно. А вместо вирусов поклонники “Амиги” занимаются написанием Demo-программ. Это, как правило, небольшие приложения наподобие видеороликов, демонстрирующие уникальные мультимедийные возможности этого компьютера. Для разработчиков Demo постоянно устраиваются конкурсы, и лучшие программы немедленно раскупаются ведущими телевизионными компаниями для использования в качестве заставок, роликов и т. п., тем более что перекачка компьютерного творения вместе с музыкальным сопровождением на видеокассету происходит очень легко.

 

Сами программы разрабатываются чаще всего на ассемблере. Это связано с возможностью прямого программирования чипсетов  -  микропроцессоров, управляющих видеорежимами, звуком, памятью, что позволяет достигать эффектов, принципиально невозможных на IBM PC. Например, на мониторе может быть несколько областей с различными видеорежимами, что достигается программированием процессора, управляющего движением луча на экране! Такой низкоуровневый доступ к оборудованию привлек к “Амиге” людей, любящих покопаться в железе, написать на ассемблере оригинальную программку, делающую кажущиеся на первый взгляд невозможными вещи. Эта своеобразная “тусовка” объединяет и бывших хакеров, и электронщиков, и просто ценителей хороших компьютеров и отличается большой культурой общения.

 

Интересно, что сначала Amiga OS имела встроенный язык AmigaBasic, но затем от него решено было отказаться, и теперь в качестве “командного языка” выступает Амига-ориентированная версия языка REXX (пришедшего еще с IBM’овских мэйнфреймов)  -  AREXX. Этот язык не совсем командный, так как понятие командной строки в Amiga OS отсутствует вообще. Реализация AREXX скорее напоминает OLE-технологию. Любая программа для “Амиги” может через специальный AREXX-порт осуществлять взаимодействие с другими программами, используя всю мощь языка REXX.

 

С помощью графических средств пакета FIX технологический процесс наглядно отображается на эране компьютера

Для профессиональных разработчиков имеется богатый выбор языков высокого уровня: Си++, Паскаль, Бейсик, Фортран, Ада, Оберон, Амига-Е (язык, подобный Си++, расширяющий возможности ООП и значительно улучшенный в плане читабельности) и др. Эти языки поставляются как с интегрированными оболочками, имеющими стандартные возможности (символьный отладчик, выделение синтаксиса цветом и т. д.), так и в виде компиляторов командной строки. Интересно, что последний вариант более популярен у разработчиков, так как мощный редактор GoldEd (на IBM PC его сильно урезанную версию хорошо знают ФИДОшники), фактический стандарт для “Амиги”, позволяет легко осуществить интеграцию с компилятором и настроить любые параметры оболочки на свой вкус.

 

Для пользователей, которым необходим выход в Internet, “Амига” предоставляет самое разнообразное сетевое ПО  -  браузеры, программы поддержки электронной почты, конференций, IRC- и FTP-клиенты и т. п. Имеется возможность эмуляции Макинтоша и платформы WIntel. Интересно, что в последнем случае Windows 95 грузится (как ей и положено) 8 минут.

 

Сегодня “Амига” наиболее активно используется в области создания мультимедийных приложений. Особенно ярко возможности этого компьютера применяются в кино и на телевидении. С помощью “Амиги” создавались компьютерные видеоэффекты для таких фильмов, как “Робокоп”, “Парк юрского периода”, “Вавилон 5” и другие. Во время последней Олимпиады справочная спортивная система была реализована на основе мэйнфреймов фирмы IBM, а эффекты, видимые на экранах телевизоров, разрабатывались на “Амигах”. Применяются эти компьютеры для нелинейного монтажа с возможностью наложения сотен видеоэффектов, для создания трехмерных анимационных роликов высокого качества, для различных презентаций и, конечно, для развлечения.

 

В России распространением машин “Амига” и ПО для них занимается московская фирма “АмигаЛайн”. Она является официальным эксклюзивным авторизованным дилером компаний Amiga Technologies и специализирующейся на выпуске оборудования для “Амиги” Phase 5. Сегодня в России парк “Амиг” составляет около 10 тыс. компьютеров и продолжает устойчиво расти. По словам представителя фирмы, продажи “железа” идут очень хорошо. Кроме того, растет спрос и на ПО, причем распределяется он так: 80% на различные системные программы, оболочки, утилиты, средства разработки и 20% на игры.

 

Соотношение мультимедийные возможности/цена для “Амиги” очень высокое. Оно практически не имеет аналогов в компьютерном мире. Уникальные свойства этого компьютера гарантируют “Амиге” хорошие перспективы развития при отсутствии конкуренции со стороны других платформ. Если, конечно, опять не случится маркетинговых просчетов.

 

Телефон компании “АмигаЛайн”: (095) 237-8562.

 

В статье использованы материалы из журналов “Мультимедиа”, Amiga Guide, а также информация, предоставленная фирмой “АмигаЛайн”.

 

         Сергей Бобровский

Версия для печати