Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 7/97, с. 6.

 

КОРПОРАТИВНОЕ ПО

 

(Субъективные заметки с выставки “Бухгалтерский учет и аудит”)

 

НА ПРОСТОРАХ “ГАЛАКТИКИ”

 

“В отличие от традиционного подхода (связанного с регистрацией и накоплением информации) система "Галактика" (все ее 39 модулей) решает задачи управления предприятием, обеспечивает "сквозное" прохождение документов через различные его службы,  -  отметил генеральный директор "Нового Атланта" и главный конструктор системы "Галактика" Дмитрий Черных.  -  Для предприятия, корпорации (особенно территориально распределенных и имеющих сложную структуру) "Галактика" выступает в роли операционной среды  -  для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа”.

 

“Галактика” позволяет использовать единое решение (проектное, системное, программное) на всех уровнях  -  от рабочей группы до предприятия в целом, причем такой подход соответствует и философии американского промышленного стандарта MRP II, и действующим стандартам ЕСКД и ЕСТД. Учет денег  -  дело нужное, но надо сначала их заработать. А значит, необходимо помочь предприятию персонифицировать ответственность, минимизировать налоги, наладить производственную и технологическую дисциплину.

 

Базируясь на архитектуре клиент-сервер, “Галактика” поддерживает двунаправленную репликацию данных (как онлайновую, так и оффлайновую), что важно для руководителей крупных корпораций, которые зачастую не хотят делегировать значительные полномочия подразделениям и жестко централизуют управление, дабы избежать разбазаривания средств. Эффективно использование “Галактики” в многопрофильных организациях (где есть производство, оптовая и розничная торговля, оказание услуг и даже ведется научно-исследовательская деятельность). Совместные предприятия могут вести бухгалтерские документы в разных отечественных и зарубежных стандартах.

 

Естественно, у крупных компаний есть множество специфических управленческих и экономических задач, которые ни одна из тиражных систем не в состоянии охватить. Таким клиентам “Новый Атлант” предлагает заказные разработки и доработки,  -  для этого в фирме создана специальная инфраструктура (в этом случае сама система "Галактика" используется как ядро и инструмент разработки).

 

ЦЕНЫ

 

Всем своим собеседникам из перечисленных выше фирм я задал один и тот же вопрос: “Во сколько примерно обойдется предприятию предлагаемая вами система на 50 рабочих мест?” (постановка вопроса неявно предполагала, что система на 50 рабочих мест будет затрагивать автоматизацию не только бухгалтерского учета, но практически всех бизнес-процессов и что организация-заказчик  -  предприятие довольно крупное). И вот какие ответы я получил.

 

Андрей Гершун (“Platinum Россия”):

 

-  Программное обеспечение Platinum SQL обойдется крупному предприятию в 150 тыс. долл. (еще от 75 до 300 тыс. долл. будет стоить внедрение системы).

 

Андрей Марушкевич (“Новый Атлант”):

 

-  Стоимость обследования составит 20 - 35 тыс. долл. (для предприятий с числом работающих от 1500 до 10 000 человек), стоимость программ  -  от 30 до 60 тыс. долл. (в зависимости от комплектации), стоимость внедрения обойдется в 6 - 20 тыс. долл. (для предприятий среднего класса при условии, что срок выполнения работ  -  от полутора до шести месяцев).

 

Общая стоимость “Галактики” таким образом составит 55 - 115 тыс. долл. Гарантия на ПО  -  6 мес.

 

Александра Логинова (“АйТи”):

 

-  При внедрении такой системы неизбежна адаптация типовых модулей под конкретные условия заказчика, возможно создание специализированных рабочих мест, поэтому цены носят ориентировочный характер.

 

Обследование занимает 0,5 - 2 мес., его стоимость 5 - 15 тыс. долл.

 

Стоимость “БОССа” на базе Scalable SQL Server составляет 30 - 100 тыс. долл. (на базе Oracle7 Server  -  от 100 тыс. долл.).

 

Общая стоимость проекта с обследованием и внедрением  -  40 - 115 тыс. долл. Гарантия для готовых типовых решений  -  1 год.

 

Для заказных проектов предусмотрена опытная эксплуатация в течение 2 мес., далее заключается договор на сопровождение, стоимость которого составляет 15% в год от стоимости проекта.

 

Марко Буркхардт (SAP СНГ):

 

-  Программное обеспечение R/3 на 50 пользователей стоит 350 тыс. долл., внедрение  -  еще примерно 200 тыс. долл.

 

СМЕЖНИКИ

 

Система управления предприятием “Олимп” была представлена фирмой “Росэкспертиза”, имеющей известность в области аудита и консалтинга. Начав с программ финансового менеджмента (“ФинЭксперт”, “ТриКита” и т. д.) Росэкспертиза, похоже, решила “замкнуть” цепочку, добавив программы бухгалтерского, административного и оперативного учета. “Олимп” включает в себя такие модули, как “Закупки”, “Продажи”, “Финансы”, “Производство” (решающий задачу учета затрат на производство и калькулирования себестоимости). В модуле “Бухучет” поддерживается, в частности, работа с учетными данными прошлых периодов (от года до 10 лет). Впрочем, выводы о “юной” системе “Олимп” делать, судя по всему, еще рано, по словам представителей Росэкспертизы, в настоящее время осуществляются два внедрения (одно из них на машиностроительном заводе в г. Электросталь).

 

Консультационная компания “ИнтелГруп” работала с рядом крупных предприятий и банков, поставляя системы управления, а затем заявила о себе на рынке отраслевых информационных систем (для текстильной промышленности). Система “Тектон” (разработана с применением Delphi, ориентирована на SQL-сервер InterBase) внедрена на Яковлевском текстильном комбинате Ивановской области, сейчас идут работы на “Трехгорной мануфактуре”. Пока “Тектон” состоит из трех подсистем (“Обработка заказов”, “Склад”, “Бухгалтерия”) и включает 10 АРМов. К сентябрю планируется выпустить коммерческую версию “Тектона”, адаптированную для других отраслей и включающую новые АРМы (“Учет взаиморасчетов” и “Учет выработки продукции”).

 

ДЕБЮТАНТЫ

 

Фирму “ИнформКонтакт” создали три с лишним года назад выпускники Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова и МИФИ, сегодня в ней работает 25 человек. Несколько слов об истории своей фирмы сказал начальник отдела информационных систем Юрий Глинский: “Мы начинали с заказных разработок бухгалтерских систем на FoxPro, но когда у клиентов стали появляться базы, содержащие сотни тысяч записей, пришлось год назад выпустить свою систему ALFA на SQL-платформах (в том числе, Oracle). Реализовали уже 30 проектов на предприятиях с числом работающих от 100 до 5000 человек. ALFA используется, например, рядом строительных организаций в Москве, холдингом "Монтажхимзащита"”.

 

Проект ALFA предлагается в трех вариантах: 1) постановка и автоматизация бухгалтерского учета; 2) внедрение стандартного набора модулей системы ALFA для управления бизнес-процессами; 3) полная автоматизация предприятия с дополнительной компоновкой заказных модулей. Сопоставляя учетные задачи конкретного заказчика с возможностями системы ALFA, консультант помогает предприятию формировать учетную политику как для целей внешней отчетности, так и для организации внутреннего учета.

 

Разработанная в проекте ALFA нотация бизнес-моделирования позволяет использовать бизнес-модель в качестве технического задания для создания дополнительных модулей. Документы (бумажные и электронные) рассматриваются в системе ALFA как бизнес-объекты. Набор бизнес-объектов ALFA.PRO позволяет скомпоновать дополнительные материалы к системе ALFA. Правда, документация по проекту ALFA, которую мне выдали, больше напоминает конспект учебного пособия, но пособия, надо сказать, качественного, четко определяющего основные понятия и идеи.

 

ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗЫ

 

В оценке нынешнего состояния рынка почти все мои собеседники были единодушны: рынок чисто бухгалтерских программ насыщен. Повышенным спросом стали пользоваться программы автоматизации финансовой деятельности предприятия (включая планирование, составление бюджета, финансовый анализ), управления персоналом. Управление в условиях полной централизации больше напоминало церемониальный марш на плацу (главное  -  слушать команды и четко печатать шаг). Управление в рыночных условиях  -  сродни искусству канатоходца. Нет времени слушать команды со стороны, даже слабое дуновение ветерка опасно  -  можно потерять устойчивость.

 

Свою классификацию систем на российском рынке предложил Андрей Гершун (“Platinum Россия”). По его мнению, впереди идет SAP с R/3  -  полнофункциональной системой с мощной поддержкой, за ней (как бы в следующем классе) Platinum SQL, далее  -  системы Platinum (версии для DOS и Windows), Scala, SunSystems, они могут реально поддержать предприятие с 3 - 5 тыс. работающих. К ним (напомню  -  это мнение А. Гершуна) вплотную приближаются российские системы типа “Галактики” или “Олимпа”, которые способны автоматизировать предприятие с 1 - 2 тыс. сотрудников. Я, правда, сразу вспомнил, что, например, на Соколовско-Сарбайском горнорудном производственном объединении с 26 тыс. работающих функционирует отечественная “Галактика”.

 

Генеральный директор “Нового Атланта” Дмитрий Черных сказал как-то, что системы автоматизации норовят учитывать деньги, а должны бы помогать их заработать: “Чтобы было потом что учитывать”. Похоже, настает время, когда к системам автоматизации предъявляются именно такие требования. “1996 год,  -  считает вице-президент "АйТи" А. Миронов,  -  обозначил потребность в комплексных решениях и ориентацию заказчиков на единого поставщика информационных технологий. Применение комплексных систем автоматизации и не всегда положительный опыт эксплуатации отдельных коробочных программ сыграли свою роль и в выборе платформ. Основные требования со стороны клиентов к системам автоматизации  -  это реализация в архитектуре клиент-сервер, использование таких СУБД, как Scalable SQL Server, Microsoft SQL Server, Oracle7 Server. В области автоматизации документооборота предпочтение отдается платформе Lotus Notes”.

 

ШЕСТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

(МИНИ-ПАМЯТКА)

 

Руководитель должен осознать и оптимизировать бизнес-процессы своего предприятия, балансируя на канате требований законодательства, чаяний сотрудников и клиентов, условий конкурентов, манипулируя материальными, информационными и финансовыми потоками. Для этого ему нужна не автоматизация, а умение быстро соображать и быстро реагировать. Однако при количественном росте объемов, заказчиков, сотрудников, проблем наступает момент, когда человек (даже очень талантливый) не успевает отслеживать все взаимосвязи. Вот тогда технические и программные средства как бы удлиняют руки руководителя. Автоматизация  -  шест для руководителя. Но прыгать с шестом могут лишь хорошие прыгуны, прочим он “поможет” лишь быстро покалечиться. Поэтому для обеспечения безопасности и достижения заметных результатов нужно уметь прыгать и не бояться больших высот. А лучше найти опытного тренера и не пожалеть времени на обучение.

 

     Игорь Альтшулер

 

С Игорем Альтшулером, нижегородским обозревателем PC Week/RE, вице-президентом Первой нижегородской гильдии профессиональных консультантов, можно связаться по адресу: altsh@kis.ru.

Версия для печати