Чисто сервисный бизнес  -  не слишком прибыльное занятие

 

Его может погубить общее падение цен на компьютерную технику

 

Образованный 11 октября 1990 г. независимый научно-технический центр "Электрон-сервис"  -  одно из старейших отечественных предприятий по ремонту вычислительной техники. Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента Владимира Митина с техническим директором этого центра Николаем Худяковым, который работает в нем с самого основания.

 

РС Week: Чем сегодня занимается ваш центр?

 

Н. Худяков: Главные направления нашей деятельности  -  ремонт вычислительной техники, ее модернизация и продажа ПК под собственной торговой маркой.

 

РС Week: Каково соотношение между различными видами вашей деятельности?

 

Н. Х.: Изначально мы планировали заниматься только ремонтом и в какой-то степени модернизацией. Но жизнь показала, что на одном ремонте жить тяжело, и мы стали также продавать собранные нами ПК. Должен сказать, что продажа ПК (это примерно три четверти нашего оборота) гораздо более прибыльна, чем ремонт. Хотя заказов на ремонтные работы (их сейчас примерно от 800 до 1000 в месяц) мы получали больше, чем заявок на сборку или приобретение ПК.

 

РС Week: Какие проблемы вас волнуют сейчас и какие волновали раньше?

 

Н. Х.:Конечно же, всегда мешало ремонту отсутствие запчастей, но сначала нашей главной проблемой было найти, что ремонтировать. Нас никто не знал, и нужно было активно себя рекламировать. Благодаря рекламе первое время число ремонтов у нас ежегодно утраивалось. Пока не дошло до указанной выше среднемесячной цифры. Теперь же у нас число заявок на ремонт и модернизацию (с учетом сезонных колебаний) остается примерно на постоянном уровне.

 

Раньше одной из проблем при выполнении сложных видов ремонта был недостаток опыта. Теперь же опыт у нас есть. Мы можем отремонтировать практически все что угодно, были бы запасные части.

 

Сейчас сервисному бизнесу сильнее всего мешает общее падение цен на компьютерную технику. Все больше видов работ становятся просто нерентабельными (ремонтировать 286-е, 386-е и даже 486-е ПК уже невыгодно  -  дешевле заменить системную плату). Имеет смысл ремонтировать лишь ПК на базе процессоров Pentium, мониторы, принтеры. Приходится развивать новые формы работы, например обслуживание клиентов на дому ("скорая помощь"). С целью расширения нашей географии в Москве недавно в дополнение к офису на 1-й Парковой улице мы открыли второй офис около станции метро "Октябрьское поле"...

 

РС Week: Какие ремонтные работы пользуются наибольшим спросом?

 

Н. Х.: Примерно 60% заявок связаны с выходом из строя принтеров или мониторов, а остальные 40%  -  системных блоков и различной мелкой периферии.

 

РС Week: Вы не могли бы более подробно "рассортировать" работы, связанные с ремонтом системных блоков?

 

Н. Х.: Наиболее часто (в 40% случаев) у пользователей возникают проблемы несовместимости различных устройств при работе под MS-DOS, Windows, Windows NT, OS/2, Unix и т. д. Большинство этих проблем решаются путем подбора драйверов и настройки программного обеспечения. Примерно 20% обращений в наш центр вызвано выходом из строя винчестеров (обычно клиентам не так дорог сам накопитель, как хранимая на нем информация), столько же  -  с выходом из строя системной платы. И остальные 20% выполняемых нами работ связаны с ремонтом клавиатур, мышей, приводов гибких дисков, видеокарт и т. д. Хотя в большинстве случаев эти устройства дешевле просто заменить.

 

РС Week: Какие ремонтные работы наиболее выгодны?

 

Н. Х.: Выгоднее всего заниматься модернизацией (это примерно треть выполняемых нами работ). На второе место можно поставить ремонт принтеров и мониторов, на третье  -  ремонт системных блоков. Одним словом, есть смысл ремонтировать устройства стоимостью выше $100.

 

РС Week: Считаете ли Вы сервисный бизнес рентабельным?

 

Н. Х.: Как я уже говорил, из-за общего падения цен на компьютерную технику рынок ремонта постоянно сужается, и приходится предпринимать значительные усилия, чтобы на этом рынке удержаться. Чисто сервисный бизнес  -  не слишком прибыльное занятие. Особенно при небольшом числе ежемесячно выполняемых ремонтов. Но он очень хорош с точки зрения технической поддержки продаваемой техники (хотя эта его сторона трудно поддается количественной оценке): например, покупатели наших ПК могут быть уверены в том, что в случае возникновения проблем при установке новых устройств или программного обеспечения они получат необходимую поддержку (далеко не все торгующие компьютерами компании в качестве гарантийных претензий рассматривают неработоспособность того или иного приложения!).

 

РС Week: И все же, при каких оборотах чисто сервисный бизнес становится хотя бы самоокупаемым?

 

Н. Х.: Я думаю, накладные расходы на содержание диспетчеров, бухгалтерии, аренду помещения и т. д. могут окупиться при выполнении не менее 500 заказов на ремонт в месяц.

 

РС Week: у вас есть прайс-лист?

 

Н. Х.: А как же! На 15 страницах (включая стоимость предлагаемого оборудования и ПО).

 

РС Week: Вы бы не хотели взять на себя обязанности сервис-центра какой-либо известной фирмы?

 

Н. Х.: Мы являемся уполномоченным сервис-центром компании Samsung (по всему спектру выпускаемой ими компьютерной продукции и даже аудио- и видеотехники), но готовы рассмотреть и другие предложения.

 

С научно-техническим центром "Электрон-сервис" можно связаться по телефону: (095) 943-0264 или по электронной почте: postmaster@elserv.msk.su. Адрес Web-сервера: http://www.elserv.ru.

Версия для печати