ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

 

Что необходимо, чтобы рынок электронной коммерции сдвинулся с места? Нужно ли найти специфическую для WWW работоспособную метафору, которая бы определила вид онлайнового каталога товаров и работу с ним? Или, прежде чем все гуляющие по Web станут Web-покупателями, в отрасли должны будут устояться несколько схем обработки транзакций, которые решали бы проблемы безопасности, скорости и (к сожалению) возможности налогообложения?

 

Вероятно, потребуется сочетание достижений в обеих областях. Однако, познакомившись с новейшим сервером каталогов фирмы iCat из Сиэттла ( http://www.icat.com ), я пришел к выводу, что некоторые проблемы разработки и представления каталогов, которые мешали развитию рынка, компания уже решила. Конечно, прелесть и мука Web состоит в том, что все хорошие идеи можно быстро включить в конкурирующие продукты.

 

Как и все хорошие продукты для Web, iCat при разработке системы позволяет пройти 80% пути к цели, используя лишь шаблоны и стандартные функции пакета. Оставшиеся 20% можно преодолеть с помощью языка сценариев и простого программирования методом "перетащи и оставь". Когда система закончена, ее основная конфигурация, с которой пришлось повозиться, остается закрытой. Те же части, которые требуется часто менять, легко модифицируются.

 

Например, руководитель отдела маркетинга должен иметь возможность изменить цену или реализовать специальную рекламную схему в зависимости от того, какие продукты продаются именно в текущий день (или час  -  этот мир живет по времени Internet). Но тому же самому руководителю незачем ковыряться в ODBC-связях с поддерживающей систему базой данных. Это кажется очевидным, однако вы удивились бы, узнав, сколько производителей систем для Web спешат любой ценой добавить новые возможности и забывают о фундаментальных правилах бизнеса, которые должны быть учтены в каждой системе.

 

Как отмечается в подготовленном фирмой Aberdeen Group (Бостон, шт. Массачусетс) описании iCat, Web-узлы товарных каталогов часто представляли собой лоскутное одеяло из HTML-страниц и длинных сценариев CGI. Эти узлы могли "выплюнуть" информацию о товаре, когда пользователь щелкал мышью на его фотографии или названии, что тогда казалось удивительным. Но изменение характеристики или цены продукта или проверка состояния заказа представляли собой болезненный процесс с неопределенным результатом. Создание изящной настраиваемой системы требовало слишком больших затрат и оказывалось не по силам компаниям, рассчитывавшим получить заметный доход от только возникающей категории продуктов. iCat Version 3.0  -  это не единственный продукт, создатели которого уже поняли, что разработка Web-каталога, в сущности, представляет собой применение для Web базы данных с бизнес-правилами, однако среди продуктов, которые я видел в последнее время, это один из лучших.

 

Интересно, что, хотя год назад Microsoft и Netscape рекламировали свои разработки в области каталогов и торговли, производимый этими двумя гигантами шум значительно сократился по мере того, как лидерство в этой категории начали захватывать более проворные молодые компании.

 

Эрик Ландквист

Версия для печати