ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

 

Поддавшись на развесистую рекламу, наша небольшая фирма приобрела недавно лазерный принтер OKIPAGE 4w (о нем рассказывалось, например, в статье Р. Шамиева в еженедельнике PC Week/RE от 30 июля 1996 г.). Выбор именно этой модели был обусловлен не только довольно низкой ценой по сравнению с прочими лазерными принтерами, но и тем, что он позволяет (по заверениям фирмы) печатать тексты как из-под Windows, так и в DOS-программах, причем в комплекте поставки есть специальная дискета с русификатором под DOS. Вообще говоря, при выборе печатающего устройства не обошлось без споров: вначале предполагалось приобрести струйный принтер или хороший матричный, но после некоторых раздумий было решено остановить выбор на лазерной модели, дабы иметь ее в резерве на случай поломки основного HP LaserJet 4P. Но вот наконец деньги уплачены, долгожданный принтер доставлен в офис и подключен к бухгалтерскому компьютеру. И тут-то выяснилось некоторое количество, мягко говоря, недочетов (если бы знать о них заранее, вряд ли стоило бы тратить полтора миллиона рублей), о которых фирма в рекламе, разумеется, поведать не спешит.

 

Начнем с того, что объем встроенной оперативной памяти в OKIPAGE 4w  -  всего-навсего каких-то несчастных 128 Кб, из-за чего каждую страницу этот принтер “переваривает” добрых полторы минуты (это из DOS-программы, под Windows он работает немного быстрее).

 

Далее, принтер OKIPAGE имеет неприятную привычку сообщать о замятии подаваемой в него бумаги не только, когда лист действительно “зажеван”, но и когда он недостаточно далеко засунут в приемную щель ручной подачи (т. е. принтер не может ухватить лист за край). А уж если выдано упомянутое сообщение, единственный способ вернуть принтер в рабочее состояние  -  открыть и закрыть крышку, поскольку программный (из основного драйвера в Windows) сброс данной ошибки не предусмотрен.

 

Но самое интересное было еще впереди  -  в реализации русифицированного DOS-режима. Во-первых, выяснилось, что просто в DOS принтер OKIPAGE работать отказывается, даже если в программе имеется собственный драйвер лазерной печати, рассчитанный под стандарт HP LaserJet (а программ со специальным драйвером под OKIPAGE, разумеется, не существует  -  принтер-то новый!). Причина  -  отличие системы команд OKI от стандарта HP. А все, что говорилось в рекламе принтера о DOS-режиме, относится к среде DOS, вызванной из-под Windows (где, кстати, работоспособны далеко не все DOS-программы). Во-вторых, DOS-эмулятор устанавливаемого под Windows стандартного драйвера OKI абсолютно не русифицирован: для печати текста из-под “виндовского ДОСа” в эмуляторе предлагается выбрать один из предлагаемых по списку шрифтов (заметим, что доступа к TrueType-шрифтам, с которыми вы работаете в текстовых редакторах под Windows, эмулятор DOS вообще не дает), и ни один из этих шрифтов не содержит кириллицы. Обещанная же русификация реализована так же тривиально, как в советском прошлом отдельными хакерами-любителями русифицировались пришедшие “из-за бугра” пиратские программы. Конкретно, уже после вызова DOS из-под Windows требуется запустить оболочку Norton Commander (или Volkov Commander) и при помощи меню (соответствующий .mnu. файл предлагается вручную переписать с прилагаемой “русификационной” дискеты в подкаталог NC или VC) перегнать на LPT1 (т. е. в принтер) текст Esc-команды установки шрифта, затем самый обычный файл лазерного шрифта от Ventura Publisher (DOS-версии) и текст Esc-команды завершения установки шрифта. А поскольку “фирменный” эмулятор DOS-режима устанавливает для печати из-под DOS собственный нерусифицированный шрифт, его

 

(т. е. эмулятор) приходится отключать совсем. И только после всего этого, подождав полторы минуты, вы получите распечатку (если, конечно, ваша программа вообще запустится в “виндовском ДОСе”).

 

И наконец, когда автор этих строк решил попытаться самостоятельно написать драйвер для работы под “чистой” DOS, выяснилось, что ни в одном из трех прилагаемых к принтеру буклетов документации не приводится никакой информации о системе управляющих команд, даже в виде краткой таблицы, хотя та же Hewlett-Packard считает публикацию подобных сведений обязательной в техническом паспорте к любой модели LaserJet.

 

Так что, хотя под Windows принтер OKIPAGE 4w в общем-то неплох (благодая компактности и в особенности дешевизне, если не считать медлительности в работе), все же к нему великолепно подходит известная поговорка “не было у бабы забот, да купила баба порося”... Кстати, интересно, а что по этому поводу думает выпустившая данный принтер фирма? Неплохо было бы узнать об этом на страницах еженедельника.

 

Сердитый Юзер

Версия для печати