“Сирена-3”: второй старт

 

Помните ли вы подъем ни свет ни заря и многочасовые стояния в очередях за авиабилетами? Ситуация (по крайней мере в Москве) радикально изменилась с вводом в строй системы бронирования “Сирена” (а затем “Сирена-2”), полагавшейся на наземные каналы связи. Однако ничто не вечно под луной, и в начале девяностых годов стало очевидно, что старая система уже не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым как пассажирами, так и авиационными компаниями. Тогда и начались работы над проектом “Сирена-3”, к которым были привлечены корпорация IBM, крупнейший мировой производитель вычислительной техники, компания Sabre Decision Technologies (SDT), специализирующаяся на выпуске клиент-серверного ПО для автоматизации авиаперевозок, и фирма AT&T Tridom, телекоммуникационный оператор и поставщик средств спутниковой связи. Российскую сторону представляла Международная технологическая корпорация “Сирена” (МТКС), созданная в 1991 г. под патронажем Аэрофлота.

 

В 1991 г. была разработана концепция системы, но денег на реализацию проекта не нашлось. В 1993 г. Эксимбанк США одобрил предоставление кредита для МТКС в 90 млн. долл. под гарантию российского правительства. Такая гарантия была выдана премьер-министром Черномырдиным в феврале 1996 г. после оценки проекта экспертным советом Правительства РФ, признавшим создание новой информационной системы приоритетной народнохозяйственной задачей. Не последнюю роль в этом сыграло одобрение комиссией “Гор  -  Черномырдин” участия в работе над “Сиреной-3” американских компаний.

 

Немедленно были возобновлены переговоры по проекту, о результатах которых стало известно на пресс-конференции 4 апреля.

 

Общая стоимость системы “Сирена-3” оценивается в 140 млн. долл. Помимо Эксимбанка дополнительное финансирование в размере 4,6 млн. долл. предоставит группа компаний Llama (США); кроме того, IBM, SDT и AT&T поставят в кредит оборудование на 16 млн. долл.

 

Генеральный директор МТКС Лев Ильчук сообщил, что полномасштабное развертывание системы, состоящей из семи подсистем, начнется в мае. В первой половине 1998 г. войдут в строй подсистемы бронирования билетов, управления доходами и справочная подсистема. К ним будут подключены две пилотные компании, по мере отладки комплекса его услугами смогут воспользоваться и другие авиапредприятия, заключившие договор с МТКС. Вторая очередь системы начнет функционировать в 1998 - 1999 гг., обеспечивая управление самолетным парком компаний, грузовыми перевозками, а также позволяя пассажирам просчитывать несколько маршрутов до аэропорта назначения, резервировать номера в гостинице, заказывать автомобиль на прокат и др. После ввода в эксплуатацию первой очереди комплекса он сможет обслуживать до 35 млн. пассажиров в год, к 2005 г. его возможности вырастут до 60 млн. пассажиров (по оценкам специалистов, сейчас авиакомпании СНГ перевозят около 40 млн. человек в год).

 

Основу программного обеспечения “Сирены-3” составят четыре русифицированных приложения компании SDT: ПО бронирования билетов, обработки багажа, управления доходами и управления парком компаний. Система сможет одновременно обрабатывать свыше 1000 транзакций. Г-н Ильчук и старший вице-президент SDT Джозеф Салиба особо отметили подсистему управления доходами, которая должна помочь авиакомпаниям стран СНГ в принятии бизнес-решений и тем самым повысить их конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

 

Ядром аппаратной части комплекса станут мэйнфреймы S/390 корпорации IBM, работающие под управлением ОС TPF.4.1/OS (Transaction Processing Facilities  -  средства обработки транзакций), специализированной ОС, производительность которой при обработке транзакций, по словам генерального директора IBM Хорста Брайтенштайна, на порядок выше, чем производительность обычной универсальной ОС. TPF обеспечивает отказоустойчивость комплекса на программном уровне; например, встроенные средства автоматического перезапуска системы после сбоя позволяют восстановить ее работоспособность через пять минут. Отказоустойчивость на аппаратном уровне будет гарантирована использованием дублирующих комплексов мэйнфреймов: в случае отказа одного комплекса его функции возьмет на себя другой. В качестве клиентских систем планируется задействовать терминалы и ПК.

 

Фирма AT&T Tridom отвечает за космические каналы связи. На территории СНГ будет установлено более 500 антенн VSAT (терминал с очень малой апертурой), использующих для передачи технологию временного мультиплексирования. Управляющий директор AT&T Tridom/EMEA Джон Крамер сообщил, что специалисты фирмы разработают также интерфейсы сопряжения антенн зарубежного производства, работающих в диапазоне Q, и отечественных антенн и аппаратуры диапазона C. Согласно прогнозу, к 2000 г. число оконечных станций системы “Сирена-3” достигнет 8000.

 

Уже сейчас силами МТКС ведется модернизация наземных каналов связи и перевод их на стандарт X.25, установлены 11-метровая антенна в подмосковном Центральном обрабатывающем комплексе “Сирена-3” и несколько терминальных антенн на территории России, арендуются два спутника связи. Этот небольшой фрагмент инфраструктуры будущей системы вполне работоспособен и обслуживает комплекс “Сирена-2”.

 

По заказу МТКС в работах над проектом участвуют ОКБ Московского энергетического института и ГосНИИ авиационных управляющих систем. Зеркальные антенны диапазона C и терминальные станции будут выпускаться на российских конверсионных предприятиях, печатающие устройства для печати билетов поставит Зеленоградская промышленная ассоциация. Всего планируется создать около 1000 рабочих мест для программистов и технических специалистов, более 1000 сотрудников авиационных компаний пройдут переподготовку.

 

На конец марта предварительные договора с МТК “Сирена” подписали 53 авиапредприятия СНГ.

 

От главного редактора

 

“Сирена-2” для меня  -  это первый проект и начало программистской карьеры. Наверное, у того проекта “труба была пониже и дым пожиже”. Но мне он дорог обилием хороших и интересных людей, с которыми довелось работать. Судя по заявлениям участников пресс-конференции, авиапредприятия с внедрением “Сирены-3” перейдут на западную технологию обслуживания пассажиров, требующую известного избытка ресурсов, которого у нас в те времена не было. Отмечу, что весь упомянутый в статье сервис для пассажиров действовал на западных линиях и 20 лет назад.

 

Рафаэль Шамиев

Версия для печати