Технологии будущего

 

Всегда приятно писать о достижениях отечественных разработчиков. Мы гордимся изящной компьютерной игрой “Тетрис” и ее автором Пажитновым, а также менее известной историей, связанной с появлением перьевого ввода текста в компьютер. Эту технологию разработала группа талантливых программистов из Института прикладной математики им. М. В. Келдыша. Многие из этих людей сейчас в Америке, а их идеи были использованы в модных электронных секретарях “Ньютон”.

 

Но не все работники упомянутого института покинули свою неспокойную Родину. Некоторые продолжают генерировать интересные идеи и создавать новые программы, не имеющие аналогов в мире. Например, старший научный сотрудник Николай Анатольевич Наумов собрал научно-исследовательскую группу “Эйдос-ИПМ”, решившую задачу перевода различных знаковых систем в музыку (а иногда и обратно) с помощью компьютера. (К знаковым системам относятся естественные языки, языки программирования, генетический код, графика, музыка и ряд других объектов, с которых можно считать информацию в той или иной форме.)

 

Группа “Эйдос-ИПМ” разработала и опробовала новые музыкальные компьютерные многотембральные инструменты  -  “Графовокс” и “Текстовокс”. Первый обеспечивает двусторонние переводы рисунок  -  музыка. Второй используется для перевода в музыку текстов естественных языков, текстов молекул ДНК, числовых последовательностей.

 

История вопроса насчитывает чуть ли не 100 лет и начинается со Скрябина, который, стремясь усилить воздействие музыки на человека, ввел световые партии в симфонические произведения и стал, таким образом, отцом цветомузыки. Следующим этапом трансляции образов явилось изобретение Льва Термена “Терменвокс”. Этот музыкальный инструмент состоит, грубо говоря, из двух контуров, электрическую емкость которых можно менять, приближая и отдаляя руки и тем самым меняя высоту и громкость звучания. Далее идет изобретение опять же отечественных умов, названное АНС (Александр Николаевич Скрябин). Прибор представляет собой широкую доску, на которой после нанесения на нее специальной пасты и чертится графический рисунок. Затем рисунок считывается с помощью светодиодов и полученная информация переводится в музыку (координате Х ставится в соответствие время, а координате Y  -  частота звука). На АНС создавали некоторые свои музыкальные произведения Шнитке и Губайдулина, на этом инструменте написана музыка к кинофильму Андрея Тарковского “Солярис”. Существует западный аналог АНС  -  прибор UPIC, о котором мне известно меньше.

 

Программа “Графовокс” по своей идее похожа на АНС, но может работать с различными системами координат, а не только с декартовой, как АНС. В декартовой же системе прибавляется третье измерение  -  цвет, в связи с чем озвучиванию поддаются произведения живописи, преобразованные в цифровой вид путем сканирования или фотографирования цифровой камерой. На основе “Графовокс” построена система озвучивания энергетических полей различных объектов, в которой используется Кирлиан-эффект (усиление электромагнитного поля объекта в газоразрядной среде при наличии стороннего электромагнитного потенциала).

 

На основе “Текстовокс” создана система синтеза “биомузыки”. В Центре анализа веществ осуществляется анализ различных биологических объектов, например плодов культурных растений, крови человека и др. Анализ делается на основе регистрации излучения фотонов исследуемого объекта в видимом спектре в специальных приборах. Зарегистрированная последовательность числа фотонов в единицу времени поступает в программу музыкального синтеза. На выходе программы поведение объекта озвучивается. Таким образом, мы можем “услышать” любой биологический объект.

 

Группами “Эйдос” и “Сенсорика” совместно создан макет устройства звукоизвлечения “Эхотрон”, позволяющий превращать в музыкальную форму перемещение физических тел.

 

Я прослушал несколько музыкальных композиций, сделанных с помощью программ “Графовокс” и “Текстовокс”, и они произвели на меня благоприятное впечатление. Стихи звучали спокойно, медитативно, графический узор  -  ритмично, огурец  -  игриво. Николай Наумов утверждает, что если есть огурец под его же музыкальный портрет, то насыщение наступает раньше, после поглощения половины порции, так как музыка воздействует на пищеварение и помогает лучшему усвоению оригинала.

 

Российские ученые славятся умением создавать продукты уровня мировых стандартов на старой аппаратуре. Не являются исключением и члены группы “Эйдос”, которые создали свои программы на IBM PC/386DX. Язык программирования  -  С ++. Они применяли встроенные синтезаторы GRAVIS и YAMAHA_SW60XG и внешний синтезатор KORG_M1. В настоящее время группа занята созданием “фрактальной” музыки, в том числе на основе полиметрических систем. Все работы велись и ведутся на общественных началах, и группа открыта для сотрудничества с заинтересованными лицами и организациями. (Электронный адрес Николая Наумова: nau@a5.kiam1.rssi.ru.)

 

Кое-какое признание наработки группы “Эйдос-ИПМ” уже приобрели. В Санкт-Петербургской и Московской консерваториях музыкальные результаты ВОКСовых программ были прослушаны с доброжелательностью; Николай Наумов выступил на нескольких международных научно-практических конференциях, вызвав интерес слушателей, в том числе иностранных (что опять же чревато ”вывозом мозгов” или идей за рубеж).

 

Анатолий Опарин

 

К автору можно обратиться по адресу: oparin@park.ru.

Версия для печати