Молодая интересная компания ищет партнера для серьезных отношений
В начале хочу признаться в постигшей меня постыдной неудаче: выйдя в Интернет из библиотеки Американского университета в Вашингтоне, я не смогла найти список компьютерных журналов США. Английские журналы нашла, а американские -нет! Мне не удалось добиться от компьютера даже ссылки на родное издание PC Week! Нет, говорит, таких данных в базе, и все. Единственное, что могу сказать в свое оправдание: времени в Интернет я провела не очень много. Ведь в Америке кроме Сети есть и другие интересные места. В одно из таких мест -а именно в Министерство торговли США -я и отправилась после просмотра хаотически выдаваемой в ответ на мои запросы информации.
Все началось с загадочного слова BISNIS. Не подумайте, что это мой вариант написания business (тогда было бы понятно, почему я не смогла объясниться с англоговорящим ПК!). BISNIS -это отдел Министерства торговли США, специально созданный для содействия в сотрудничестве американских компаний с компаниями Новых независимых государств (такое название американцы придумали для 12 бывших республик Советского Союза -без Прибалтики). Аббревиатура BISNIS расшифровывается так: Business Information Service for the Newly Independent States. Узнав о существовании этой заманчивой организации, я загорелась идеей зайти в Министерство торговли, предложить им сотрудничество и взять почитать их издания.
Сказано -сделано. Отправляюсь по указанному адресу. Здание министерства торговли, занимающее целый квартал, подавляет своей монументальностью. Начиная сожалеть о нахальной затее, захожу в один из многочисленных подъездов, который привлек меня наличием над ним флага (наверное, через этот подъезд входит при случае наш министр торговли!). Сидящий у входа служащий направляет меня в другой конец здания. Там вначале один крупногабаритный чернокожий меня допрашивает, потом другой просвечивает меня и мою сумку, и наконец, оставив им в залог свой паспорт, я с трепетом углубляюсь в недра здания (“Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой”).
Встретили меня приветливо, подкупив неожиданной реакцией на мою визитку: “О "Лампорте" мы слышали, он стал такой большой!” (Надо же: кто-то в далекой Америке знает, что есть такая фирма!) Впрочем, в этой организации вообще много знают о России. Например, первый заданный мне вопрос касался нового российского закона о русификации этикеток на пищевых продуктах: мол, много ли заказов он принес вашему отделу переводов? А первый заголовок, который я увидела в выпускаемом ими бюллетене, гласил: “Россия вводит новый таможенный налог”.
На мои расспросы рассказали следующее.
BISNIS создан в середине 1992 г. и в настоящий момент насчитывает 28 сотрудников (половина из них работает в Вашингтоне, а другая половина раскидана по российским просторам). В российский штат входят представители в Москве, С.-Петербурге, Хабаровске и Владивостоке.
BISNIS выпускает, во-первых, ежемесячный бюллетень, посвященный новостям экономики, торговли и законодательства (самый больной вопрос!) наших стран. Во-вторых, 12 -15 раз в год выходит специальное издание, типа газеты брачных объявлений, в котором публикуются заявки российских компаний, предлагающих руку и сердце в обмен на кошелек заокеанских партнеров. (Призыв финансировать строительство завода по производству маргарина в какой-нибудь деревне Великие Грязи особенно трогательно смотрится на английском языке.)
Помимо печатных изданий BISNIS имеет собственный узел в Интернет (http://www.iep.doc. gov), на котором, как гордо сообщила мне сотрудница отдела Таня Шустер, содержатся не только ссылки на другие узлы, но и множество полезных сведений. Например, тексты некоторых наших законов. Там же находится и база данных по нашим компаниям-”невестам”.
Неожиданностью для меня явилось то, что число “женихов” намного превосходит число “невест”. Я думаю, что на самом деле ситуация обратная, но сказывается различие в уровне распространенности Интернет в Америке и у нас. Наверное, многие наши компании, мечтающие найти партнера за рубежом, вместо того чтобы обратиться в Интернет, по старинке опрашивают знакомых или бродят по офисам уже обосновавшихся у нас иностранных компаний.
На этот вывод меня наталкивает опыт работы с российскими бизнесменами. Вот, например, такой случай. Одна российская компания хотела приобрести весьма специфическую продукцию, которую поставляет некая американская фирма. Однако американцы от прямых поставок отказались, отослав покупателя к своему московскому дилеру, цены у которого в 15 -20 раз выше исходных. В поисках выхода покупатель обратился почему-то в немецкое представительство, но из полученного списка немецких предприятий понять, производит ли кто-нибудь искомый продукт, было нельзя. Данная история имела счастливый конец, потому что отчаявшийся покупатель принес этот обширный список к нам для перевода, мы же произвели поиск по ключевым словам в Интернет и нашли поставщика в Англии. В результате кроме всего прочего покупатель значительно сократил транспортные расходы по сравнению с затратами на доставку товара из Америки.
Однако это исключительный случай, потому что большинство российских компаний (не спорьте, господа компьютерщики, большинство!) не подозревают о таящихся в Интернет возможностях для рядового производителя маргарина. И одной из таких возможностей, которую я открыла для себя посредством все той же Великой Сети, является обращение за помощью к американскому Министерству торговли.
Как сказала мне директор BISNIS Энн Грей, молодые и энергичные сотрудники ее отдела с большим энтузиазмом относятся к своей задаче опекать нашу экономику (приближая тем самым конец своей организации: ведь когда наша экономика достаточно окрепнет, опека уже не понадобится). По мнению госпожи Грей, российские бизнесмены стремительно набираются опыта и переход к рыночной модели происходит поразительно быстро. Так хочется поверить, что ее оптимизм не просто дань вежливости и что все у нас будет хорошо!
Наталья Шахова