Выброшенный за борт индустрией, одним из создателей которой он был, Джон Скалли отправился залечивать раны. Теперь он вернулся. Если сеть начинающих компаний, возглавляемая Live Picture, добьется успеха, то его репутация будет восстановлена

После нескольких лет, которые один из наблюдателей назвал “черной полосой”, бывший исполнительный директор Apple Джон Скалли постепенно возвращается на сцену. Он снова привлек внимание общественности в качестве исполнительного директора Live Picture  -  нового стремительно развивающегося производителя программного обеспечения для Internet  -  и своеобразного “венчурного катализатора” доброй дюжины других компаний. После разочарований, которые принес ему последний период работы в Apple и роковое влечение к призрачным достоинствам одной начинающей компании, Скалли наконец имеет шанс реабилитировать себя в глазах компьютерной общественности, которая долгое время считала, что он окончательно вышел в тираж.

По словам Скалли, он никогда не чувствовал себя настолько раскованно. “Я никогда больше не стану руководить открытым акционерным обществом,  -  сказал он в своем пространном интервью, первом после того, как полностью исчез из вида в начале 1994 г.  -  Эти компании-малышки имеют большой успех и приносят мне гораздо больше удовольствия, чем когда-либо приносила работа в Apple”. Его младший брат Артур, глава нью-йоркской фирмы по финансовому обслуживанию, подтверждает, что никогда не видел Джона “более энергичным, одержимым жаждой творчества и жизнерадостным”.

Последний раз Скалли оказался в центре внимания в 1993 г., когда он был изгнан из Apple и стал главой малоизвестного предприятия по беспроводным технологиям Spectrum Information Technologies. Выяснилось, что эта фирма подала ряд спорных заявок на патенты, что привело к резкому росту стоимости ее акций и вызвало расследование со стороны американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. Скалли ушел оттуда четыре месяца спустя, сказав, что его склонили к сотрудничеству обманом. Для искушенных наблюдателей оплошность, допущенная Скалли в отношении Spectrum, символизирует неудачные решения, принятые им, когда он руководил Apple. Они-то в конце концов и привели компанию к упадку. Самым главным из них был отказ выдавать лицензии на MacOS, а также то, что, пойдя на поводу у своего детского интереса к технологическим новинкам, подобным Newton, он действовал в ущерб основному направлению работы Apple.

Пятидесятивосьмилетний Скалли говорит, что понес жестокое наказание за Newton и принимает на себя часть ответственности за современное состояние Apple, а также признает, что совершил крупную ошибку, связавшись со Spectrum. По его словам, теперь очевидно, что дело было нечисто, но в то время его подавленное состояние мешало ему трезво взглянуть на вещи.

Уйдя из Spectrum, он удалился в собственный дом в штате Мэн, где несколько месяцев отдыхал и размышлял о будущем. “Я решал, хочу ли я просто сидеть на берегу и ничего не делать или я по-прежнему увлечен тем, чем занимался предыдущие десять лет в Apple: мультимедиа, издательская деятельность и образование”,  -  вспоминал он впоследствии. Прекрасно зная, что некоторые уже сбросили его со счетов, он тихо вернулся к работе и создал комплекс новых компаний, специализирующихся в мультимедиа и Internet, из которых самая многообещающая  -  Live Picture (Скоттс-Вэлли, шт. Калифорния).

Сам Скалли сегодня не занимается управлением, даже в Live Picture. Повседневное руководство он доверил соучредителю и исполнительному вице-президенту Роберту Бламбергу, а также вице-президенту Эрику Чену, основавшему фирму RealSpace. “Мы не обращаемся к Джону с нашими производственными и финансовыми проблемами,  -  сказал Бламберг.  -  В административной области ему нужна мощная команда поддержки, и он об этом знает”. Скалли так часто бывает в разъездах, что в офисе компании у него даже нет своего кабинета или комнатки. Он утверждает, что с огромной радостью передаст бразды правления кому-нибудь другому, если эта компания, существующая уже четыре года, станет когда-нибудь открытым акционерным обществом.

Выход из подполья

Live Picture была первой компанией, в которую Скалли вложил средства после черной полосы в своей жизни. Основные усилия этой компании были направлены на допечатную обработку, что вынуждало ее конкурировать с такими китами, как Adobe и Macromedia. Скалли подтолкнул Live Picture к производству программ для конечных пользователей  -  примером таких программ может служить пакет LivePix ($49). Этот пакет позволяет даже неискушенным пользователям модифицировать, печатать и посылать по электронной почте компьютерные фотографии с высоким разрешением. Ранее эти фотографии занимали слишком большой объем памяти, чтобы с ними было можно работать. Еще важнее то, что Скалли вывел компанию в область Internet-разработок, слив ее с другим своим приобретением  -  RealSpace. Продукт этой начинающей фирмы позволяет разработчикам Web-узлов создавать трехмерные среды, где пользователи могут манипулировать объектами. В результате слияния двух компаний появился программный продукт для создания интерактивных фотореалистичных Internet-сред, которые найдут широкое применение на огромных рынках, связанных с электронной коммерцией и развлечениями. Бламберг не хочет обсуждать вопрос, что было бы с его компанией без Скалли. По его мнению, более чем вероятно, что она не вышла бы так быстро на новые перспективные рынки и была бы продана или прозябала бы на периферии медленно развивающихся отраслей.

Скалли сыграл большую роль в быстром успехе Live Picture. Он не просто вкладывает в новичков средства, но и помогает им установить контакты друг с другом и с более крупными партнерами. “Я вращаюсь в обоих этих мирах”,  -  поясняет он. Когда Live Picture пыталась заключить сделку с Kodak, Скалли организовал демонстрацию для исполнительного директора Kodak Джорджа Фишера. Позднее он помог убедить Kodak, Microsoft и Hewlett-Packard присоединиться к Live Picture в разработке FlashPix  -  открытого формата графических файлов. Совсем недавно ему удалось привлечь в команду и Intel. Эта фирма согласилась на взаимное лицензирование с Live Picture, чтобы подтолкнуть разработчиков к созданию ПО для своих процессоров MMX. В результате FlashPix может оказаться тем самым суперприложением, которого так не хватало Intel.

Открытый подход

Узнав за время работы в Apple цену, которую приходится платить за закрытые технологии, Скалли быстро понял, что технология Live Picture должна стать открытой. Поэтому компания лицензирует свою технологию. Однако настоящую прибыль принесут продажи RealSpace Image Servers  -  программных модулей, размещаемых на стандартных Web-серверах для улучшения работы Internet-приложений, основанных на изображениях. Скалли не берется предсказать, каких размеров достигнет Live Picture, но утверждает, что через 10 лет рынок компьютерной фотографии в целом догонит, а возможно, и обгонит рынок настольных издательских систем, который он помогал создавать.

Успешно руководя Live Picture, Скалли находит также время и для дюжины других компаний, входящих в его сеть. Этот, похоже, неутомимый организатор (Скалли утверждает, что ему хватает пяти часов сна в сутки) курсирует между западным и восточным побережьем, перелетая туда-сюда по крайней мере раз в неделю. Он не называет все компании, входящие в его обойму, но, помимо Live Picture, этот список включает Live World, компанию, специализирующуюся на разговорных каналах в Web; NetObjects  -  изготовителя инструментария для разработки Web-узлов; Seismic Entertainment  -  компанию по виртуальным путешествиям, которой управляет его сын Джек; PeopleScape  -  службу по найму административных работников с помощью Internet; Serious Thinking  -  производителя содержания Web-узлов для детей и NFO Researcher  -  открытую акционерную компанию по исследованиям в области товаров народного потребления.

Можно подумать, что при том обилии компаний, которые поддерживает Скалли, одна-две из них могут быстро прогореть. Однако, по словам Джефа Кристиана, исполнительного директора международной фирмы по подбору руководителей Christian & Timbers и партнера Скалли в фирме PeopleScape, “вероятно, он один из самых активных членов правления, которые мне когда-либо встречались”. Как говорит Кристиан, Скалли особенно хорошо удается следить за сильными и слабыми сторонами руководства и своевременно предлагать изменения.

Скалли не сообщает, сколько он вложил в свои приобретения или каковы размеры его состояния, но он ушел из Apple, имея более 12 млн. долл. в виде суммы оклада, акций и других обязательств. Его партнеры утверждают, что хотя у Скалли, может быть, и нет таких средств для вложений, как у крупнейших венчурных компаний, он более чем окупает себя за счет “неосязаемых” активов. Вам нужна встреча с высокопоставленным руководителем? Нет проблем. Когда Live Picture по второму разу проводила консолидирование (набрав около 9 млн. долл.), Скалли организовал встречу ее руководителей с Аланом Патрикофом, исполнительным директором международной венчурной фирмы Patricof & Co. с капиталом 2 млрд. долл., и с Масайоши Соном, исполнительным директором многомиллиардного Softbank (владельца PC Week). Об этом с восторгом рассказал Питер Фридман, исполнительный директор Live World.

Скалли также наделен завидным даром угадывать перспективные союзы и деловые возможности, которые не сразу бросаются в глаза. Большинство его компаний так или иначе сотрудничают между собой или планируют такое сотрудничество. Например, он организовал совместную работу NFO Research и Live Picture над крупными исследовательскими проектами в области продажи потребительских товаров в режиме он-лайн. Обычно на организацию “панели потребителей” для получения откликов на новый товар уходит около пяти недель. Но, как рассказывает Скалли, с помощью RealSpace Image Server, NFO смогла разместить два крупнейших потребительских продукта и получить отклики от 70 тыс. подключенных к Internet потребителей всего за два дня.

С каждым новым партнерством известность Live Picture растет, а вместе с ней увеличивается и список поклонников Скалли. “Над ним смеялись, когда он назначил себя руководителем технического отделения в Apple, но что бы вы думали? У него это действительно здорово получается. И сейчас, может быть, лучше, чем когда-либо”,  -  утверждает Нат Гольдхабер, который когда-то руководил Kaleida, не существующим более совместным предприятием Apple и IBM в области мультимедиа. В качестве доказательства Гольдхабер указывает на Live Picture.

Непростая задача

Хотя специалисты не готовы пока объявить, что Live Picture уже достигла успеха, они считают, что эта компания занимает хорошее положение на многообещающем рынке. Однако они предупреждают, что Скалли не должен останавливаться на достигнутом. “Live Picture должна продолжать вводить новинки и утверждаться в качестве основного специалиста по изображениям на этом развивающемся рынке, а это непростая задача”,  -  считает Кристи Хольх, глава InfoTrends Research Group (Канзас-Сити, шт. Миссури).

По утверждению Скалли, он не питает иллюзий, что победа дастся легко. Но им движет не стремление к прибыли. “Единственная моя цель  -  продолжать создавать толковые компании,  -  говорит он и добавляет:  -  У меня нет никакого желания что-то кому-то доказывать”. Однако после долгого разговора с ним трудно поверить, что он не испытает некоторого удовлетворения, если журналисты начнут звонить ему с расспросами о Live Picture, а не об Apple. Пока он не достигнет внушительного успеха с Live Picture или какой-либо другой новинкой из своего комплекта, он по-прежнему будет более известен благодаря своим прошлым ошибкам.

Лоуренс Арагон

Со старшим редактором Лоуренсом Арагоном можно связаться по адресу: laragon@zd.com.

Фиаско

Когда Spectrum внезапно пошла в гору, “было совершенно ясно, что дело нечисто”.

Так говорит теперь Скалли.

Не говорите с ним об Apple

Одна из основных причин отсутствия в последние годы публикаций о Джоне Скалли заключается, по его словам, в том, что всех интересует только его прошлое, связанное с Apple. Сам же он предпочитает обсуждать настоящее.

Но если беседовать с ним достаточно долго (а именно 2 часа 34 минуты, как мы), то он не сможет удержаться и не упомянуть об этой компании, где проработал 10 лет. Некоторые его комментарии довольно едки, что наводит на мысль, что он вовсе не так хладнокровен в отношении Apple, как стремится показать. Взять хотя бы его многозначительный ответ на вопрос, чему он научился в Apple: “Работать только с теми, кому доверяешь”. Кто ударил его в спину  -  этого он не сказал.

Скалли также сказал, что “Apple  -  в большей степени культ, чем компания. Не похоже, что ею вообще кто-нибудь может руководить. Надеюсь, что такой человек существует”. Столкновения Скалли с этой сложившейся структурой привели его к убеждению, что “намного лучше прийти в компанию на ранней стадии ее развития, чем иметь дело с уже сложившейся идеологией”.

Однако прошлые идеологические разногласия не мешают ему сотрудничать с выходцами из Apple. По существу, многими компаниями, инвестором которых он является, руководят бывшие администраторы Apple, такие, как Эрик Чен, вице-президент Live Pictures, Питер Фридман, исполнительный директор Live World, и Самир Арора, исполнительный директор NetObjects. “У меня есть своя собственная сеть, при этом я остаюсь в основном в рамках той области, где накопил некоторый опыт и где установил определенные связи, а именно в сфере мультимедиа”,  -  поясняет Скалли.

При том что бывший исполнительный директор с готовностью относит на свой счет долю ранних успехов Apple в области мультимедиа, он дистанцируется от Newton  -  устройства, которое когда-то усиленно рекламировал и которое постепенно превратилось в предмет всеобщих насмешек. Его злит, что пресса продолжает повторять, что когда-то он предсказывал персональным цифровым секретарям к концу столетия рынок стоимостью в 3 трлн. долл. Он утверждает, что никогда не делал такого нелепого прогноза. “Я сказал только, что к началу XXI века оцифровка информации затронет различные отрасли, общая стоимость которых достигнет 3 трлн. долл.”,  -  поясняет он.

Скалли раздражает также, что его так тесно связывают с Newton. “Почему-то сложилось мнение, что я занимался только персональными цифровыми секретарями”,  -  недоумевает он. Apple никогда не тратила на эти устройства более 4% своих затрат на научные исследования и “до сегодняшнего дня я никогда не работал на Newton,  -  утверждает он.  -  Это устройство не удовлетворяет моим потребностям: мне нужно эффективное, легкое в употреблении беспроводное устройство”.

Однако он по-прежнему использует компьютеры Apple  -  когда ему удается их раздобыть. По его рассказам, последний PowerBook, который он приобрел, устарел, а когда Скалли пошел покупать новый, в продаже не было нужной ему модели. В настоящее время он доволен своими двумя IBM ThinkPad.