колонка редактора
Подобно тому как наличие обширного среднего класса является признаком развитого и здорового общества, знаком всеобъемлющего внедрения информационных технологий служат вовсе не единичные проекты, поражающие воображение числом установленных рабочих станций и серверов, а существенная инсталляционная база сетевых проектов уровня средних и небольших предприятий.
Сегодня можно констатировать, что корпоративные сети перешли из разряда элитарных средств, доступных только очень большим компаниям, на уровень среднего бизнеса. Леонид Лопатин, директор московского офиса фирмы Race Communications, занимающейся выполнением сетевых и коммуникационных проектов, отметил, что 1996 г. ознаменовался всплеском продаж оборудования под небольшие и несложные проекты (стоимостью 10 - 20 тыс. долл.), например, для соединения центрального офиса с удаленным филиалом или склада с магазином.
Увеличение числа подобных проектов во многом произошло благодаря снижению цен на сетевое оборудование. Если пару лет назад за несколько сотен тысяч долларов можно было купить одно серьезное многофункциональное устройство, то сейчас за эту цену можно заказать законченный проект. “Однако еще не все осознали, что идет процесс перераспределения рынка в сторону небольших сетей, - считает г-н Лопатин. - Многие руководители предприятий малого и среднего бизнеса не представляют себе минимальные размеры инвестиций, необходимых для выполнения сетевого проекта без особых вычурных деталей”. Тем не менее “средний класс” российских корпоративных сетей будет дальше расти и крепнуть, составляя фундамент информационно здорового российского рынка.
Кто еще составляет “средний класс” заказчиков российских сетевых проектов? Частично эту нишу заполняют представительства зарубежных компаний. В этом сегменте рынка активно работает интернациональная компания MicroAge (штаб-квартира в шт. Аризона), входящая в американский список Fortune 500. Она занимается установкой сетей и оказывает консультационные услуги. Николай Буров, руководитель отдела технических консультаций MicroAge, отметил, что 50% российских клиентов фирмы составляют малые компании, 40% - средние, и лишь оставшиеся 10% приходятся на долю крупных заказчиков.
Что дает нам увеличение числа средних корпоративных сетей на российском рынке помимо ощущения того, что индустрия постепенно налаживается? Думаю, новые возможности для отечественного консалтингового бизнеса.
“В 1996 г. мы открыли специальное подразделение, занимающееся исключительно разработкой сетевых проектов, - рассказал г-н Лопатин. - Российский бизнес становится все более цивилизованным, наши заказчики перестают экономить на проектировании”. Не всякий российский руководитель может позволить себе пригласить консультантов из международной фирмы. Но уже сформировался слой российских заказчиков, которые готовы заплатить разумные деньги (приблизительно до 100 тыс. долл.) за рекомендации по правильному ведению бизнеса и установить у себя информационные системы, разработанные в соответствии с этими рекомендациями.
Теоретически этот факт подтверждается классической теорией устойчивости предприятий в условиях рыночной конкуренции. Ведь в прошлом году российский компьютерный рынок миновал пятилетний рубеж (если взять за точку отсчета 1991 г.), который знаменуется реорганизацией предприятий и более четким позиционированием в структуре рынка.
Солидные американские консалтинговые компании отличаются не только своей ориентацией на крупных заказчиков, но и “американским” стилем работы, который они с чисто американской непосредственностью насаждают в других странах. Тот факт, что сейчас в штате российских системных интеграторов не часто встречаются консультанты, объясняется лишь высокими накладными расходами, свойственными этому виду бизнеса сегодня. А завтра ситуация будет уже иной.
Елена Покатаева
Есть ли у вас ощущение, что российский “средний класс” корпоративных сетей растет и развивается? Расскажите о своих наблюдениях Елене Покатаевой, редактору PC Week/RE, по адресу: pokat@pcweek.redline.ru.